Образцы творческих сочинений > Морально-этическая тема примеры сочинений > 10 класс. «Мужество». «Зависть» Дмитрия Иванова


     
  • 10 класс. «Мужество». «Зависть» Дмитрия Иванова

    Тема войны прямо или опосредованно присутствует во многих поэзиях Дмитрия Иванова. Сам поэт войны не видел, но страшные ее последствия хорошо ощутил на себе. Как он грустил за отцом, который хотя и вернулся с войны, но вскоре умер от ран! Как страдало его детское сердце, когда на его глазах надрывалась от тяжелой ежедневной работы мать, чтобы прокормить детей!

    Война приходила в стихи Дмитрия Иванова воспоминаниями, грустью и слезами живых свидетелей, памятью тех, кто ее не знал. Ситуативным штрихом, рядышком автор ненавязчиво напоминает читателю о страшной цене Победы, призывает к вечной памяти о погибших.

    Сюжетный стих «Зависть» отличается от других четкой конкретикой в изображении трагического события времен войны. И то, что стих написан в форме монолога одного из партизан, предоставляет ему исключительного правдоподобия. Автор снова предлагает историю, которая требует широкого эпического изображения, но традиционно ограничивается рамками лиро-эпического жанра, использует уже хорошо знакомый (вспомним стих «Вредная баба») прием иронии в названии произведения. Перед читателем, настроенным на изображение наиболее плохой из человеческих черт, неожиданно возникает образ, преисполненный человеческих добродетелей. В сердце, где жила настоящая дружба, не нашлось места для черной зависти.

    Двое мстителей натолкнулись на фашистскую засаду. «Ситуативная картина допроса накладывается на любовный треугольник, и рождается гамма душевных порывов, где точно зафиксировано единство и борьба личных и гражданских основ в человеке» [Мельник: 11]. Оказывается, что молодые партизаны были влюблены в одну девушку. Рассказчик «завидует» своему побратиму Степану, который, в отличие от него, «испытал любовь жгучую», еще и умудрился «легко и весело» умереть. Но в этой зависти он поднимает образ друга и сам поднимается силой духа, несокрушимостью, мужеством, верностью. Дмитрию Иванову удается раскрыть характер «большой, сложный, сильный» [Шевченко: 20]. Его герой мужественно переносит истязание. Монолог рассказчика пронизан сарказмом, иронией и самоиронией. Использование этих художественных средств в созданной автором ситуации является абсолютно оправданным. Саркастический взгляд на трагические события, сокрушительная ирония относительно убийц - это проявление морального высочества над врагом, силы духа, несокрушимости. Самоирония же - это попытка преодолеть боль середечную от неразделенной любви. Именно так с этим справляются настоящие мужчины. А еще лирический герой Дмитрия Иванова переполнен к любимой нерастраченной нежностью, которая где-то глубоко скрыта в душе. Ему болит ее будущая боль за Степаном и горько от того, что не сможет «ей показать место», где тот погиб. Добавим, что вся эта трагическая история выписана словом «четким, покладистым, размашистым», эмоционально нагруженным словом Дмитрия Иванова.

     

    Зависть

    • Это и все, герой бумажный. Хмелей в луже собственной крови. Огненные раны тело попороли, Как сырой потолок
    • трещины кривые.
    • Это я еще вижу?
    • В камере - один я. Запястье умело скручено узлом. Степан - мудрец.
    • Отмучился за час. И здесь ему, как всегда, повезло.
    • Лежит во рве,
    • спрятав в сердце снопу. А как же легко и весело умер! Скрутил под носом коменданту шиш, Аж тот ударил револьвер.
    • Ой жарко стало металлической палке, Которой грели мой позвоночник.
    • Затем Дверями раздавленные пальцы, Чтобы я из них ничего не скрутил. Порядок фрицы сызмала уважают, Немедленно исправляют ошибки. Теперь лежу бревном и слышу, Как бегают по груди крысы.
    • Крайне обнаглели эти безобразные твари. Обнюхают - ужинать начнут. Пусть отгрызают уши, ноги, руки, Но, дай Бог, нос отгрызут.
    • Ну как же я буду висеть без него В петле,
    • безобразный, будто мана? А придут наши - узнай такого, и главное - испугается она, Та, что моей любви не узнала и не узнает уже ее во веки веков. Она Степана жадно любила. Вот, сказано, везучий мужчина!
    • И в тот проклятый вечер пугливый, Что со временем нас в засаду завел, Она сама

     

    • покорно и счастливо Вела Степана в лесу.
    • Шептала, а гудело, будто гром:
    • «Степанчик!»
    • …Севера я на мучение перевел,
    • Карауля их любовь жгучую,
    • Чтобы не шла в отряде молва.
    • Стоял, смотрел, как месяц над кустами Полотна света изысканные ткет... И снова ему, Степану, кричали Две синие птицы любящих глаз,
    • Как, простившись,
    • шел немой опушкой,
    • И я за ним растерзанно ступал.
    • А он от счастья тихого светился.
    • Ну, сказано, везучим был Степан.
    • Когда зашли в ловушки круг железный, Где сноп неистовый посвист листвы стриг, Он трех поганцев очередью прорезал, А я... никого угробить не успел.
    • И тогда, как допрос правили палачи, Будто над разбитым колесом извозчик, Он так преславно, метко их мутузил, А я молчу...
    • так как вырвали язык.
    • Но, Степан, есть всему кончина. Тебя везучесть предала твоя, Так как все же таки, хотя мертвыми глазами, Ее последним
    • буду видеть я.
    • Одного жаль:
    • как, потеряв надежду Тебя найти,
    • упадет она в спорыш, Я уже никак, Степан, не сумею Ей показать место,
    • где лежишь...

    Вопросы и задачи.

    1.  Прочитайте произведение. Расскажите о своих впечатлениях.

    2.  Является ли характерной для стиля Дмитрия Иванова эта поэзия?

     

    3.  Какую форму предоставляет описанию изображаемых событий автор и почему именно к такой форме обращается?

    4.  Какие художественные средства использует автор для раскрытия силы духа, мужества лирического героя? Обратите внимание на детали, которые как можно лучше его характеризуют. Ответ дополните цитатами из текста.

    5.  Зависть - отрицательное человеческое чувство. Какой является зависть рассказчика к своему побратиму Степана?

    6.  Попробуйте самостоятельно сформулировать главную мысль произведения.

    7.  Имеет ли место ретроспектива в сюжетном ходе? Если так, то какова ее роль?

    8.  Найдите элементы гротеска в произведении и объясните их использование.

    9.  Напишите произведение-раздумье «Бывает ли зависть белой?» или «В чем мужество и благородство лирического героя Дмитрия Иванова?».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: 10 класс. «Мужество». «Зависть» Дмитрия Иванова, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.