• 6 класс. «В объятиях осени весна…». «Весеннее»

    Материалы к изучению творчества Василия Будничного в школьном курсе (Раздел «Литература родного края»).

    Стих «Весеннее» из цикла «В объятиях осени весна...» как можно лучше репрезентует пейзажную лирику Василия Будничного. Этот цикл чуть ли не наибольший в творческом заделе поэта. В нем передано его отношение к природе, с которой поэт часто себя отождествляет, так как является малой частичкой большого мира природы («Я тоже уподоблюсь Десне...Деснянская же улыбка во мне...»). Василий Будничный обожествляет и обожествляє природу, не может надивиться рациональному порядку, который властвует в ней, встает на ее защиту.

    Серьезное беспокойство вызывает у поэта легкомысленное, прагматическое, а временами и жестокое отношение человека к природе. Поэтому проблема «Природа и Человек» является одной из ведущих в творчестве Василия Будничного. Предрасполагая внимание читателя к волшебным картинам природы, автор предостерегает от страшных последствий бездумного отношения к ней. В таком контексте закономерным является переход к освещению экологических проблем, выход на которые обусловлен в частности чернобыльской катастрофой.

    «Дары сентября», «Осеннее удивление...», «Еще брюзжит громовица...», «После грозы», «Диссонансы после грозы», «Нивяник», «Чуть-чуть улыбается Десна...», «Купаюсь в наводнении весны...», «Провесень», «Пожелтели зеленые кисти...», «Поздняя осень», «Акварели» - вот далеко неполный перечень стихов о природе, поэтическая дань автора ее красоте и величию. Этот тематический блок представим одной из лучших поэзий Василия Будничного «Весеннее».

    Автор умышленно распределяет стих на пять смысловых частей, чтобы поэтапно передать изменения, которые происходят каждый день в природе да еще и на изломе зимы-весны. Такой композиционный прием дает возможность поэту зафиксировать, а читателю ощутить то разнообразие состояний природы, которые передаются в цветах, запахах, звуках. В нашем воображении возникают живописные весенние картины - март, апрель, май - от того мига, когда «луч брошен по зиме» и к тому дня, когда уже «зацвели, заизобиловали вишни».

    Василий Будничный - внимательный наблюдатель и живописец - мастерски владеет своим словом-кистью. Он видит то, на что обычный человек почти никогда не обращает внимания, замечает такие детали и нюансы состояний природы, передает их так тонко и профессионально, что процесс метаморфоз, циклических явлений природы становится для читателя видимым, воспринимается зрением, на слух, на прикосновенье, на вкус. Мы видим «деревья от мороза голые», «в лугах общипанные копны», ощущаем на устах холод воды из весенних луж, которую «смакуют... воробьи», слышим радостное щелканье, напрягаемся нервами от неистового желания проникнуть в тайну возрождения природы в тот момент, когда «вот-вот цветением взорвутся сады», зачарованно слушаем «кантату весны вечную». И уже едва сдерживая сильное сердцебиение, давая волю чувствам, вместе с лирическим героем готовы пафосно провозгласить: «Хороших засевок тебе, поле!». Художественный образ поля ассоциируется с образом хлеба - символом жизни, добра, благополучия. Засевать же и выращивать хлеб будет человек. Итак, стих «Весеннее» звучит как гимн природе, человеку-творцу, самой жизни.

    На примере поэзии «Весеннее» мы видим, что природа у Василия Будничного не отчуждена от человека. Мир природы окрашен человеческими эмоциями: радостью, надеждами на лучшее, ожиданиями счастья.

    Язык произведения богатый на тропы: эпитеты («заспанная река»), метафоры («закосичилась весна», «замузычили снова дожди»), сравнения («ночью, будто вор, крадется морозец»), синтаксические средства (аллитерация - «зацвели, заизобиловали вишни, Забелело кругом ночью», обращение - «хороших засевок тебе, поле!»). Перекрестное рифмование, неточная рифма, чередование в разных частях стиха хореического размера с ямбическим, осложнение хореических строк пирихием разнообразят ритм стиха, делают его динамичнее, более гибким, делают более выразительным описания картин природы и фиксируют переходные моменты от одного ее состояния к другому.

    Весеннее

    • 1 Еще деревья из мороза голые, Чернозем прилипает к ногам, Серым зайчиком среди поля Просматривает подтаявший снег.
    • Засветились дни погожие - Луч брошен по зиме! И земля уже на небо похожая, Будто звезды и мы сами.
        • 2 Снег перестал в лучах искриться. Уже день или два осталось до весны. Стоят в лугах общипанные копны, Пряча в себе прошлогодние сны.
    • Ночью, будто вор, крадется морозец, Еще лед блестит на заспанной реке, А днем на едва проталеной дороге Уже смакуют воду воробьи.
        • 3 Розгодинилось, Белое солнце, голубизна,

    И река, еще недавно во льду, По-весеннему уже шумит.

    • По-весеннему песня польется, Апрель ласкает, словно ребенка, Перемытую в лугах траву.
      •  В конце концов закосичилась весна, Убежали в безвестность холода упорные: У кого-то в овине проклепывается коса, Хотя рано косовицу начинать.
    • Так как на залитых паводком лугах Лишь лодки виднеются островками, А с верб взлетает желтая пилюга, пчелы кружат над нами.
    • Сизоватый дым пьянит птиц над свежей пашней. Вот-вот цветением взорвутся сады и спеленают белым мир зеленый.
        • 5 Зацвели, заизобиловали вишни, Забелело кругом ночью, и кантату весны вечную Замузыкалили снова дожди.
    • Снова умытая земля кругом Тепло и мягко легла под плуг. Хороших засевок тебе, поле! Тебе цветов прекрасных, луг!

    Вопросы и задачи.

    1.  Какое настроение духа пробуждает у вас это произведение?

    2.  Как раскрывается тема «Времена года. Весна» в поэзии «Весеннее»?

    3.  Охарактеризуйте особенности строения этого произведения. Как в нем показаны изменения состояний природы? Какие детали указывают на эти изменения?

    4.  Какие строки произведения свидетельствуют о присутствии лирического героя? Что вы можете сказать о его отношении к природе?

    5.  Какими словами описывает поэт красоту природы? Выделите среди них эпитеты, метафоры, сравнения.

    6.  Выучите наизусть отрывок из стиха. Объясните, почему именно он вам больше всего понравился.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: 6 класс. «В объятиях осени весна…». «Весеннее», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.