• 7 класс. «Моя ты земля…» «К проблеме экологии»

    • Еще сочинения по заданной теме
    • Похожих сочинений нет

    Материалы к изучению творчества Василия Будничного в школьном курсе (Раздел «Литература родного края»).

    Цикл поэзий «Моя ты земля…»Василия Будничного рожден большой любовью к родной земле и заботой о ее судьбе. Здесь мы видим, насколько четко автор сознает, что его родной край, его малая родина - лишь малая частица государства Украина, а и является материковой составляющей планеты Земля. Сегодня нельзя построить какие-то защитные границы, чтобы уберечься от глобальных экологических катастроф, вызванных техническим прогрессом. Поэтому и стремится привлечь внимание читателя к экологическим проблемам Василий Будничный - патриот Украины и гражданин планеты. Наибольшей боли и страданий нанесла ему как болельщику за родной народ Чернобыльская катастрофа. Об этом его стихи «Возвращение», «Звенит звезда над лугом вечерним...» (посвящение однокласснику

    И. О. Дрижаку, который возглавлял Черниговскую пожарную дружину во время аварии на Чернобыльской АЭС). Лирический герой, В. Будничного, который является воплощением его поэтического «Я», гневно заявляет: «Во мне горят радиационные души Детей Украины... Убийцам не прощу!». Но Чернобыль - не первая и не последняя беда мирового измерения. И вот уже страстное слово Василия Будничного встает на защиту Жизни в цикле поэзий «К проблеме экологии», пронизанных «болью неизлечимой за планету» «сына человеческого, человеческого рода».

    Поэзия «К проблеме экологии» представляет единое целое, хотя и подается автором как цикл произведений, объединенных общей темой. Состоит из пяти частей, которые самостоятельно существовать не могут, настолько тематически, идейно, композиционно связаны друг с другом.

    Авторский замысел бить в набат, будить совесть человеческую, пока не поздно, чтобы спасти планету, уберечь от гибели все живет на ней, реализуется через слово - пылкое, страстное, сердитое.

    Поэзия «К проблеме экологии» является образцом гражданской лирики. Перед нами - поэт-трибун, поэт-гражданин, для которого неприемлемы прагматизм, эгоизм, временные меркантильные интересы, которыми в отношении к природе руководствуется большинство людей. Поэтому так часто автор использует синтаксические средства - обращение («О родная земля...»; «День добрый, как не умерла, Совесть...»), риторические вопросы, восклицательные предложения («Не чрезмерную ли цену платим За наш притворный комфорт?!»; «Почему же высыхают реки и тяжело дышать земле?»). Передаче эмоционального напряжения служит прием перехода от трехстопного к пятистопному ямбу в ІІІ части, в которой изображено высшее по силе чувственное состояние лирического героя. Он готов идти «в мир за глаза – искать новые пути», так как над его родной землей раскинул крылья как черный ворон

     

     «полынный дым». Это кульминационная часть произведения. Так как, если в первой части перед читателем возникают чувственные образы бедствия в виде страданий матери из-за болезней детей, вызванных употреблением вместе с пищей опасных для здоровья химических веществ, то во второй - картина Беды приобретает более страшные очертания. Поэт не жалеет красок, чтобы читатель пришел в ужас от уродливости мира с «подслеповатыми озерами, Пеньками уничтоженных лесов», отравленными «водами грунтовыми», дымом из химкомбината, который «химерой На детплощадке присел...». От этой ужасной метафоры становится жутко на душе. Ведь здесь «детплощадка» является символом нашего будущего, над которым нависает угроза уничтожения. Дальше автор с упрямой последовательностью дорисовывает картину Беды. На его поэтическом полотне появляется символический образ Чернобыля - «полынный дым», который здесь олицетворяет все экологические бедствия мира.

    В четвертой части автор передает душевные страдания лирического героя от собственного бессилия что-то исправить в этом мире («куда ему против бедствия»). Вместе с тем он сознает себя частицей природы, и каждой клеточкой своего естества помогает ей возродиться («Все больше сердцем прихожу к пожухлой траве и перебрасываюсь фонтаном, Чтобы ей корни оживить. Это перехожу враз в ветер, Что дым ядовитый разгоняет...»).

    Пятая часть поэзии продолжает тему предыдущих, но больше перекликается с первой, так как лирический герой, будучи представителем «неразумного племени» людей, отождествляет здесь все человечество, которому есть чем гордиться, а вместе с тем и за что наказываться. «Я» лирического героя постепенно переходит в «Мы», так как один человек не способен, а все люди вместе в состоянии преодолеть Бедствие, отвернуть свою гибель («Мы и в самом деле умом большие, Мы почти у Бога на крыле...»). В последних строках пятого раздела звучит риторический вопрос: «Почему же высыхают реки и тяжело дышать земле?», в котором и укор, и надежда на победу человеческого ума.

    Замена перекрестного рифмования на кольцевое (ІІІ ч.), неточная рифма тропы (характерные для поэтики Василия Будничного) - все это вместе предоставляет динамичности, выразительности поэзии, усиливает главную мысль: природу надо спасать и посторонних в этом деле не должно быть.

    К проблеме экологии

    •  
      •  
        •  
          •  
            • так бледно гречка и не заплесневелая, и рожь так не колосилась. Будто в самом деле Божья милость Затронула Земли лба.

     

    •  
      •  
        •  
          • Мне пришло в забвение на миг О гербицидах и нитратах, Которыми мы кормим мать и самих себя, чтобы жить.
          • Чтобы живя жизни радоваться, , Чтобы живя жизнь хвалить, И все чаще болеют дети, Поэтому во мне и тускнеет мир.
          • О, родная Земля, простишь ли Ты наше неразумное племя?! Я жду ответ зря... Зря ждет концовки и стих...
            • ІІ День добрый, как не умерла,
              •  
                • Совесть, Взгляни нам в глаза, посмотри Своими водами грунтовыми, Что чистыми были когда-то.
          • Подслеповатыми озерами, Пеньками уничтоженных лесов... Из химкомбината дым химерой На детплощадке присел...
          • Не чрезмерную ли цену платим За наш притворный комфорт?! Считая себя богатыми, Й тебя мы бросили за борт.
            • ІІІ В мир за глаза - без тех указателей, Которые в самом деле мир наш  В  безмир завели, К краю пропасти аж, на край земли, который и в сказках находишь не сразу.
          • В мир за глаза – искать новые пути, Новые тропинки в путь новый соединять. Мы же люди еще,
            •  
              • не умерла наша мать и за нас так как наши же
              • замаливать грехи.
          • В мир за глаза -
            •  
              • а это и не так далеко, Лишь шаг один в полынный дым... Нет, кажется, просвета
                • а впрочем - Гнездятся и в беспросвете аисты...

     

    •  
      •  
        •  
          •  
            • ІV И здесь мне все немилое, В душе и здесь покоя нет. Расправленные к взлету крылья кто-то невидимый держит.
          • Будто кто-то в невидимые сети Мог заманит естество мое: Боль неизлечимая за планету Равнодушным быть не дает.
          • Все больше сердцем прихожу К пожухлой траве и перебрасываюсь фонтаном. Чтобы ей корни оживить.
          • Перехожу враз в ветер, Что дым ядовитый разгоняет, То сам себя гоню с мира Взамен безвинного коня.
          • А люди смотрят со смехом, Дескать, причинный человек, Куда ему против бедствия, Себе укорачивает лишь век.
            • V Я не из небесной голубизны, Не из солнца, хотя оно во мне, Не из земли и не из ржи, И помыслы мои земные.
          • Я сын человеческий,
          • человеческого рода,
          • Тем и наказываюсь и горжусь.
          • Мы же даже в Космос неестественно
    • Вели свой величавый бюст.
      •  
        •  
          • Мы и в самом деле умом большие, Мы почти у Бога на крыле. Так почему же высыхают реки и тяжело дышать земле?!

    Вопросы и задачи.

    1.  Внимательно прочитайте поэзию «К проблеме экологии».

    2.  Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного.

    3.  Является ли актуальной затронутая автором проблема?

    4.  Из скольких частей составляется произведение? Связаны ли они между собой?

     

    5.  Какую смысловую нагрузку несет каждая из частей?

    6.  Какие образы олицетворяют в произведении экологическое бедствие?

    7.  С помощью каких художественных средств автору удалось нарисовать впечатляющие картины экологической беды?

    8.  Какой вид лирики представляет эта поэзия? Докажите свою мысль.

    9.  Напишите произведение-миниатюру «Боль неизлечимая за планету равнодушным быть не дает» по мотивам поэзии Василия Будничного «К проблеме экологии».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: 7 класс. «Моя ты земля…» «К проблеме экологии», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.