• 7 класс. «Село мое…», «Грех» Дмитрия Иванова

    • Еще сочинения по заданной теме
    • Похожих сочинений нет

    Село, послевоенные тяжелые годы, бедность, голод... Это время навсегда запечатлелось в памяти поэта. И «перейти» своей памяти он не может. Она сохраняет картины прошлого, а сердце поэта каждый раз отчитывается перед ней выписанной и подаренной потомкам новой драматической историей, пронизанной глубоким психологизмом. Его стих сохраняет балладно-сюжетную структуру, близкую к эпической. Кажется, автору тесноваты поэтические рамки. Он явным образом тяготеет к прозаическим формам, которые дают возможность значительно расширить действенный ряд, в мелких, но крайне важных деталях раскрыть еще одну страницу истории своего поколения. Часто произведения его имеют все признаки новеллы.

    В жанре новеллы в стихах написана поэзия «Грех». В ней рассказывается о необыкновенном жизненном событии с неожиданным финалом, напряженным и ярко нарисованным действием. Согласно канонам новеллы здесь имеется свернутая композиция с ярко выраженным переломным моментом в сюжете. Количество персонажей сведено к минимуму. В центре - герой, который попал в необыкновенные жизненные обстоятельства. Автор концентрирует внимание на изображении его внутреннего мира.

    Сюжет произведения простой и динамический. Голод гонит старшего в семье мальчика на ферму раздобыть молока для маленькой сестрички. Грех ребенка заключается в том, что он отважился на кражу. Наказывается душой, страх перехватывает дыхание, и не меньший страх нагоняет мысль потерять сестричку. Но здесь появляется сторож. Мальчик ждет справедливого наказания, а дядя... угощает его, еще и совет дает, как раздобыть связку соломы для коровы Рябухи, чтобы та дала молока. В овраге мальчик неожиданно наталкивается на трех волчат. Состоялась и жуткая встреча с волчицей. Все эти опасные препятствия мальчик преодолевает. А вот встреча с соседом перечеркивает все его ожидания спасти сестричку от голодной смерти. Здоровый мужчина отбирает у ребенка выстраданную связку сена.

    Столкнувшись с человеческой добротой и жестокостью, ребенок получает урок морали. Добро он воспринимает радостно и благодарно, противостоять злу - еще не в силах. Мотив греха в произведении имеет двойное раскрытие. Грех голодного ребенка (который, кстати, все время им наказывается) принимает на себя, как и принадлежит, взрослый человек

     

    ради спасения жизни маленькой девочки, и такой грех заслуживает прощения. Настоящий грех в новелле создает сосед - грубый, жестокий, циничный, алчный человек, убийственные действия которого заслуживают строгого осуждения.

    Такое реальное жизненное приключение выхватила из прошлого память поэта. И, предоставив ей художественной формы, Дмитрий Иванов принуждает читателя призадуматься над вечными понятиями добра и зла ради очищения душ от скверны.

    Современная жизнь демонстрирует ужасные образцы грехопадения человека уже при новых исторических обстоятельствах. Проблема потери моральных добродетелей обостряется, и может произойти так, что однажды зло, доведенное до своей критической массы, уничтожит человечество. В такой интерпретации произведение Дмитрия Иванова «Грех» служит определенным предостережением для представителей нового поколения, которое не испытало войны, разрухи, голода. В столкновенье с болевыми проблемами настоящего человек должен сохранить в себе человеческое любой ценой, так как весьма дорого придется заплатить за новые грехи.

    Внутренние монологи и диалоги, любимые метафоры, повествовательные интонации, поэтический синтаксис - все это использует автор для создания волнительной картины тяжелой жизни послевоенного села на примере драматически напряженной истории сельского мальчика. Временные рамки этой истории ограничиваются лишь одними сутками, которые сделали важную метку в памяти лирического героя и стала значимой в его духовной закалке.

    Грех (новелла)

    • Оглянулся на окна красные, Из которых тихий плач проростает. Это просят у матери «мони» Сестрички осунувшиеся уста. Соседа петухи
    • Трижды Меня подгоняют:
    • - Скорее! И чавкает вкусно, будто тесто, Топь под ногами - хоть ешь.
    • В конце концов, добрался к ферме. Закутываю кувшин в пиджачок, В щель - кнутовище из терна и им поднимаю крючок, В двери протискиваюсь боком. И надо же: занавесы скрипят!

     

    • Замолкли.
    • Хотя бы ненароком
    • Не грохнуть лбом об чан.
    • Еще и сердце неистовое продажно,
    • Как в бубен, в кувшин стучит.
    • Вслушаюсь: сторож важно
    • Храпение во тьму выливает.
    • А в груди у него что-то воет
    • И свистит, будто та мания...
    • Тихонько нащупываю вымя:
    • —        Рябуха, не бойся. Это я.
      Поочередно тяну каждое вымя,
       Но молоко не течет.
    • И слезы коварно, воровские,
    • Выпрыгивают у меня из глаз.
    • В ту же волну, казалось, надо мною
    • Разверглись тяжелые небеса,
    • Как сторож вдруг за спиной:
    • —        Ну что? Надоил? Диверсант.
      Пришел в забвение, что грех тяжелый красть?
      Идем на свет. Вперед!
    • Ну-ка покажись мне, красавец. И ты настоящий скелет! В кленовую его втупился икру, Глотаю соленую росу:
    • —        Я, дядя, не краду.
      Я летом
    • Рябуху за это отпасу.
    • —        Не успеешь.
      Страшная, мальчик, штука
       Голод.
    • Жрет все живое.
    • Ты же видишь, не корова, а щука.
    • До завтра не доживет.
    • А скоро погнали бы на подножный корм.
    • И ты же - не бычок, не реви!
    • Вот ложка.
    • Досербаешь кулагу -
    • И бегом в Мокрые Рвы.
    • Недавно туда вихрь вбросил
    • Солому из моей арбы.
    • Прячь от глаз лишних спину:
    • Считай, что будешь нести сокровища.
    • —        Спасибо же вам, дядя!
      Во весь дух
    • В рассвет лечу над прудом.

     

    • Поест - и выздоровеет Рябуха, Еще и кувшин нальет молоком. Отдам все, до капли, сестричке, Разочек глотну лишь сам. И тучи, как пена в подойнике, Великолепно цветут в небах. Прошел развалюху-загон для скота, Тогда в серую пригоршню оврага Легенько, будто слизка, скатился...
    • Везет же!
    • Приземлился на солому. Сижу и не верю глазам: Из-под нее
    • На  листве гнилой трое волчат.
    • Испугались, глупенькие, - и убегать.
    • Аж, как подогнули хвосты.
    • Хотя бы одного поймать,
    • Но надо солому нести.
    • Вяжу.
    • Будет чем поживиться
    • Коровке.
    • И что это?
    • Пропал! Из орешника выходит волчица. Все ближе пасти провал. Шевелятся у нее уши От слов моих жалобных:
    • —        Не ешь меня! Там Рябуха
       Умирает.
      У меня - грех!
    • Ложится и морду на лапы
    • Кладет.
    • Вспотевший,
    • Солому вверх тяну...
    • Не верю, что выбрался счастливо.
    • Аж слышу соседей смешок:
    • Теперь не старайся особенно, - и солома ныряет в мешок. Сказал своей тетке:
    • Ну, с богом. Неси, а я сбегаю вниз. Там , еще есть.

     

    • Вот нюх у малого, -
    • Ко мне:
    • - А ты уже раскис.
    • Замолкни. Меня не умолить! Глупая твоя песня и скучная. На ферме коровок много, А у меня, незаконнорожденная, одна...
    • В долину, туманом обвитую, Соседа потянулся след. А снизу, словно из того мира, На помощь гремит сосед. И раскатисто
    • оврагом холодным,
    • Как приговор, рычание
    • гудит. Рябуха умирает голодная... Для чего же
    • я зову
    • людей?

    Вопросы и задачи.

    1.  Внимательно прочитайте новеллу Дмитрия Иванова. Определите тему.

    2.  Какой из образов произведения вас больше всего поразил?

    3.  Охарактеризуйте лирического героя.

    4.  Какие детали передают состояние высочайшего психологического напряжения мальчика?

    5.  Есть ли в поэзии строки, которые бы содержали главную мысль? Раскройте ее.

    6.  Какие характерные признаки новеллы имеются в произведении?

    7.  Исследуйте мотив «греха» в поэзии. Сделайте самостоятельные выводы.

    8.  Актуальна ли тема произведения сегодня?

    Если Вам понравилось сочинение на тему: 7 класс. «Село мое…», «Грех» Дмитрия Иванова, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.