Школьные сочинения по украинской литературе > Образцы сочинений по творчеству В. С. Стуса > А. Довженко «Очарованная Десна». Большой и волшебный мир детства в произведении


     
  • А. Довженко «Очарованная Десна». Большой и волшебный мир детства в произведении

    Цель: сжато ознакомить учеников с фактами биографии А. Довженко; начать работу относительно анализа идейно-тематического направления произведения, его особенностей, находить в тексте описания впечатлений главного героя об окружающей среде (тучи, небо, птицы), комментировать их; развивать культуру связной речи, внимание, память, логическое мышление, умение проводить собственные наблюдения окружающего мира и описывать их; творческие способности школьников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству А. Довженко, украинскому искусству; природе родного края, ее красоте; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет А. Довженко, ученические рисунки и рисунки «Маленький Саша»

    А. Довженко, картина П. Пустовойта «Грешник в дедовой шапке».

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Дайте определение пейзажа. (Пейзаж - один из композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, любого незапертого пространства внешнего мира).

    • С какой целью в художественных произведениях писатели обращаются к описаниям природы?

    • О чем свидетельствует связь человека и природы?

    • Что вам известно о кино как виде искусства?

    • В чем особенность любого автобиографического произведения?

    • Чем известен для вас А. Довженко?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    • Я сын своего времени и весь принадлежу современникам своим.
    • А. Довженко.
    • Славянство пока что дало миру в кинематографии одного большого
    • художника, мыслителя и поэта - Александра Довженко.
    • Чарли Чаплин.
    • Там такая хорошая земля, что ребенка посади, вырос бы.
    • Народная пословица.

    2. Работа над произведением А. Довженко «Очарованная Десна».

    2.1. Выборочное чтение произведения, пересказ интересных эпизодов киноповести.

    2.2. История написания «Очарованной Десны».

    Произведение было написано за год до смерти автора, тем не менее замысел этой художественной жемчужины писатель вынашивал много лет. В одной из записных книжек Довженко периода Второй мировой войны с пометкой «Воронеж» под датой 5 апреля 1942 года наталкиваемся на такую запись: «А вчера, писал воспоминания о детстве, о доме, о деде, о сенокосе, одном себе в маленькой комнатушке смеялся и плакал. Боже мой, сколько же прекрасного и дорогого было в моей жизни, которая никогда-никогда уже не вернется! Сколько красоты на Десне, на сенокосе и везде-всюду, куда только не глянет мой душевный глаз... ».

    В послевоенные годы писатель продолжал работать над киноповестью. Об этом он неоднократно упоминает в своих письмах к матери и сестре (от 9 ноября 1946 и 13 апреля 1947 года).

    Писатель прекрасно знал духовный мир крестьянина, народный быт, обычаи, его психологию. Можно сказать, что «Очарованная Десна» - своеобразная энциклопедия сельской жизни Украины конца XIX и начала ХХ столетий.

    Над повестью А. Довженко продолжал работать до 1955 года. Какое большое значение предоставлял он этому произведению, подтверждает такой факт: в архиве писателя хранится четыре варианта рукописи на украинском языке. По повести «Очарованная Десна» в 1964 году режиссер Ю. Солнцева поставила одноименный фильм.

    Таким образом, А. Довженко работал над произведением на протяжении 14 лет. Только в марте 1956 года журнал «Днепр» напечатал повесть, а в следующем году, уже после смерти Довженко, вышла отдельная книга.

    2.3. Особенности названия произведения.

    О чем это произведение, это чудо - «Очарованная Десна»? И почему река здесь - очарованная? О чарах и злоключениях босоногого детства, без понимания святости которого труд человека никчемный и бесцветный. О трагедии человека в эксплуататорском обществе и величии народной души. Об истоках таланта «на ранней предрассветной звезде круг самых первоначальных источников» и назначение художника. Когда-то Десна на всю жизнь пленила маленького Сашу. И потому не мог Довженко не показать ее, очарованную, потомкам. Как реальную легенду о человеческой радости и болях, как чудо, которое учит «видеть звезды даже в будничных лужах на жизненных путях».

    2.4. Тема: воспроизведение хроники жизни крестьянской семьи, величественной красоты земледельческой работы, народной морали и мудрости.

    2.5. Идея: художники призваны народом для того, чтобы показывать миру, прежде всего, что жизнь прекрасна, что сама по себе оно является наибольшим и самым великим из всех мыслимых благ.

    2.6. Основная мысль: изображение картин быта дореволюционного села и познание мира прекрасного и жестокого вместе с тем маленьким мальчиком; именно счастливый момент в жизни человека - это его детство, а потом воспоминания о нем.

    2.7. Жанр: киноповесть (сценарий, переработанный для чтения); А. П. Довженко назвал свое произведение автобиографической киноповестью.

    2.8. Особенности киноповести.

    Эта киноповесть написана очень сжато, рассказ в ней пронизан тонким лиризмом, в ней чувствуется большая любовь писателя-патриота к своим землякам-героям и всему трудовому люду, к родной земле. В волнительный рассказ вплетаются глубокие раздумья, в которых прошлое оценивается с точки зрения современности.

    «Очарованная Десна» - автобиографическое произведение, воспоминания писателя о детстве, первых шагах познания жизни, о «первых радостях и переживаниях, и чарах первых увлечений детских...», о деде и прадеде Тарасе, о бабе, матери и отце, кузнеце деда Захара, дяди Самойла - непревзойденного косаря. Воспоминания эти время от времени перерастают в авторские раздумья - о «тяжелых кандалах неграмотности и несвободы», других бедах и страданиях трудовых людей Украины и вместе с тем - богатстве их душ, моральном здоровье, внутренней культуре мыслей и чувств, их вкусах, их врожденной готовности к «высочайшему и тонкому», о войне и сожженном фашистами селе, об отношении к прошлому: известный авторский монолог, который начинается словами: «Я сын своего времени и весь принадлежу современникам своим. Когда же возвращаюсь я временами к колодцу, из которого пил когда-то воду...» и в котором высказана знаменитая формула: «Современное всегда на дороге из прошлого в будущее».

    2.9. Сюжет и композиция.

    В произведении мы не найдем четкой сюжетной линии. Рассказ иногда перерывается авторским комментарием, философскими раздумьями, лирическими отступлениями. Да и сами эпизоды из жизни маленького Саши подаются не по хронологии, а якобы хаотически, по течению воспоминаний поседевшего автора. Такая композиция дает возможность А. Довженко объединить два исторических плана:

    1-й - это детство Саши, его веселые приключения, первые впечатления от познания мира, горькая судьба наддеснянских земледельцев, влюбленных в работу; национальные обычаи и наивные верования крестьян;

    2-й - авторские отступления, пронизанные жизнеутверждающим оптимизмом, в которых писатель течение прошедших лет осматривает с вершины своей человеческой зрелости, стремится осознать свою природу на ранней предрассветной звезде вокруг ее первоначальных источников.

    Одним из важных элементов «Очарованной Десны» являются лирические отступления автора-философа, мыслителя, человека середины ХХ столетия со страстным сердцем, что живет радостью и болью родного народа.

    3. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • Почему годы детства мы будем помнить всегда?

    • В какой семье рос Саша?

    • Какой в произведении изображена мать Саши? (Она любила «садить что-нибудь в землю, чтобы прорастало». Это образец трудолюбия и доброты).

    • Что имел в виду А. Довженко, говоря об отце: «Много видел я красивых людей, но такого, как отец, не видел»?

    • Чему мальчик научился от деда?

    • Объясните, из-за чего дедушку называли «добрым духом полей и рыбы»?

    • За что мать не любила деда? (Считала его чернокнижником).

    • Чем дед был похож на бога?

    • Как в произведении описан родительский дом Саши? О чем свидетельствует это описание?

    • Из-за чего Саша боялся бабушку?

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: А. Довженко «Очарованная Десна». Большой и волшебный мир детства в произведении, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.