Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству Лины В. Костенко > А. Довженко «Очарованная Десна». Описание впечатлений маленького Саши


     
  • А. Довженко «Очарованная Десна». Описание впечатлений маленького Саши

    Цель: продолжить работу над обработкой содержания произведения А. Довженко «Очарованная Десна», выяснить объединение в произведении реального и мысленного, находить в тексте описания впечатлений мальчика об окружающей среде (тучи, небо, птицы), комментировать их; охарактеризовать главного героя произведения; развивать культуру связной речи, память, логическое мышление; умение сопоставлять, сравнивать, строить заключения, грамотно высказывать свои мысли, чувства, наблюдения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать любовь к родному краю, красоте природы, уважение к родителям, творчеству А. Довженко; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: картины с изображением родной природы, библиотечка произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Что вам известно о сказке как литературном жанре, ее особенностях?

    • Чему учат нас сказки?

    • С какой целью в произведениях художественной литературы писатели упоминают сказочных героев, события?

    • Какое художественное средство использовал А. Довженко в названии своего автобиографического произведения?

    • Из-за чего таким важным во многих художественных произведениях является решение вопроса взаимосвязи человека и природы?

    • Наблюдаете ли вы за окружающим миром? Какие ваши впечатления от этого?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

    IV. Основное содержание урока.

    • В человеческих сердцах в нетронутые глубины своим он сердцем глубоко проник -
    • певец красоты, природы и человека, души человеческой странный волшебник.
    • И. Гончаренко.
    • Я всегда думал и думаю, что без горячей любви к природе человек не может быть художником. Да и не только художником.
    • А. Довженко
    • Счастливый я, что родился на твоем берегу...
    • А. Довженко.

    1. Вступительное слово учителя.

    А. Довженко от природы имел высокоразвитое, утонченное эстетичное чувство, глубоко понимал суть и значение внешней, телесной и внутренней, душевной красоты человека и красоты и величия родной земли. Это драгоценное чувство и понимания он унаследовал от своих родителей, от народа, а потом развил, усовершенствовал его в процессе обучения, преимущественно путем самообразования, на основе творческой практики, напряженной творческой деятельности.

    Он имел необыкновенную способность наблюдать, ясно видеть, воспринимать и фиксировать в памяти разнообразные эстетичные явления жизни.

    2. Обработка образа Саши.

    2.2. План характеристики образа Саши.

    1. Рассказчик в «Очарованной Десне» - сам писатель, который выступает и как автор, и как герой произведения - маленький Саша.

    2. Познание мира Сашей:

    1) любовь к животным, природе, музыке, песням. («Когда бы спросил меня кто-нибудь, какую я музыку любил в раннем детстве, какой инструмент, каких музыкантов, я бы сказал, что больше всего я любил слушать клепание косы... Высокий, чистый звон косы предвещал мне радость и утеху...»; «Любил птичий щебет в саду и в поле. Ласточек любил в овине, коростелей - в лугу. Любил плеск воды весенней»; «...Любил пения девичьи, колядки, щедровки, веснушки, обжинки...»).

    2) приятное и неприятное в понимании мальчика;

    3) уважение к родителям, людям преклонного возраста;

    4) отношение к народным праздникам, приметам, обрядам, верованиям.

    3. Черты характера мальчика:

    1) любознательный;

    2) добрый;

    3) честный;

    4) внимательный;

    5) чуткий;

    6) наблюдательный;

    7) способный к фантазированию;

    8) искренний.

    4. Мастерство Довженко - писателя.

    2.3. Обсуждение образа Саши с вопросами:

    • Каким вы представляете себе маленького мальчика?

    • Как Саша относился к своей семье?

    • В чем был первый грех Саши? Чем он хотел его оправдать?

    • Чем объяснить то, что Саше все было довольно интересным?

    • Что интересного узнал Саша, находясь на косовице?

    • Чем именно очаровывала Десна маленького мальчика? («А на Десне красота! Лозы, насыпь, кручи, лес - все блестит и сияет на солнце. Прыгаю с кручи в песок к Десне, моюсь, пью воду. Она ласковая, сладкая...»).

    • Почему разговор коней взволновал Сашу? Что об этом свидетельствует?

    • Как Саша воспринял впервые учителя? Попал ли он в школу? Почему?

    • Оправдались ли слова учителя по отношению к Саше?

    • Почему, на ваш взгляд, А. Довженко написал это автобиографическое произведение?

    3. Реалии жизни и воображения Саши.

    3.1. Романтизм детского мира Саши.

    Не обходя страданий от нужд, прабабиных проклятий и потасовок, Довженко романтизирует детский мир Саши, «ловкого мальчика, святой душечки». Были в том мире горькие неприятности, но были и настоящие чудеса: тайное слушание непонятной книги, появление льва на берегу реки, разговор коней и «вороны, которая заведовала погодой». Наслушавшись колядок, маленький  Саша обнимает во сне своего яблочного

    коня, не похожего на реальных шершавых коней. Он дает себе слово «никогда не продавать его ни за какие сокровища». Этот конь - мечта, право человека на красивую фантазию. «Так и не продал я его по сей день, - размышляет Александр Петрович. - Ой, конь, не продам я тебя! Как бы временами не было мне трудно...».

    3.2. Беседа с вопросами:

    • С какой целью писатель вводит в произведение мысленное? Что именно?

    • Как это произведение связано с устным народным творчеством?

    • Что означает вороний крик? («Она безупречно угадывала приближение дождя или грома еще при безоблачном ясном небе»).

    • Почему ворона в произведении названа «божьей птицей»?

    • Откуда, в воображении мальчика, на берегу Десны появился лев? («Когда случилась авария поезда под Бахмачем и клетка странствующего зверинца поломалась, выпрыгнул он на волю»).

    • Как же сложилась дальнейшая судьба льва? (И где-то около Спасского убили его стражники»).

    • Что вам известно о колядках как жанре устного народного творчества? Какие колядки пели девушки Саше?

    • Какой конь примерещился Саше? («А конь в яблоках, шея крутая, красная лента в гриве, поет мне на ухо...»).

    • Почему автор отказывается продать этого коня при любых обстоятельствах? («Ой конь, конь, не продал я тебя. Как бы временами не было мне трудно, как турки и татарва не обступали на торгах меня, не расстанусь с тобой ни за какую цену»).

    • Как же мальчик воспринимает окружающую среду (тучи, небо, птицы)? (Чего только не видел я на самом лишь небе! Облачный мир был переполнен великанами и пророками. Великаны и пророки неустанно соревновались в битвах, и детская душа моя не принимала их, впадая в грусть...; ...Я плыву за водой, и мир плывет надо мною, плывут тучи весенние - весело соревнуются в небе, под тучами польются перелетные птицы - утки, чайки, журавли. Летят аисты, как люди во сне...).

    • За что же так мальчик полюбил Десну? Почему она для него является очарованной?

    4. План произведения А. Довженко «Очарованная Десна».

    • Дом, огород, погреб.

    • Дед Семен любит солнце.

    • Рассказы деда Семена.

    • Кашель деда.

    • Саша на огороде в моркови. Печаль.

    • Прабабушка Марусина. Ее вечные проклятия.

    • Описание дома. Картина божьего суда.

    • Восприятие картины мальчиком.

    • «Покаяние» мальчика.

    Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: А. Довженко «Очарованная Десна». Описание впечатлений маленького Саши, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.