Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству И. Ф. Драча > Анализ произведений «Помолвка», «На золотых богов», «Фавст» Григория Косынки


     
  • Анализ произведений «Помолвка», «На золотых богов», «Фавст» Григория Косынки

    Мало кто из писателей мог ощутить и понять землю и народ, который на ней работает, так, как ощущал и понимал Г. Косынка. С самого начала творческого пути он - певец села. Писатель будто перенял из рук Стефаника, Васильченко, Черемухи, своих любимых писателей-учителей, эстафету и понес ее дальше. Молодой Г. Косынка в своих произведениях рассказывал о горькой нужде, голодном прозябании, безвыходной бедности дореволюционного села, о социальных сдвигах, которые произошли в украинском крестьянстве после Октябрьской революции.

    Чтобы сохранить свое добро, которое было приобретено на протяжении многолетней работы, крестьянин часто вынужден был одурачивать власть, прибегать к мошенничеству.

    В рассказе «Помолвка» идет рассказ о богатом хозяине Петре Рудике, который не хочет отдавать коммуне свое добро. Он решил женить свою дочь с беднейшим в селе парнем, отдать все, чтобы ничего не досталось комнезамовцам. Он ночью вынужден был вывозить и прятать у знакомых вещи домашнего обихода, зерно.

    Мы по-человечески должны понять и Петра Рудика, который честно работал, с трудностями разжился, поставил на ноги собственное хозяйство, а теперь должен от всего избавиться. И писатель здесь при остро конфронтационном конфликте находит тот ракурс, который позволяет нам видеть жизнь многогранно и объективно. В этом - сила его таланта.

    Произведение «На золотых богов» написано в 1920 г. Этюд, или лирический штрих - так определяется его жанр, распространенный в тогдашней прозе. Это свидетельствовало об общей тенденции лиризации украинской литературы 20-х гг., стремление писателей быстро откликнуться на революционные события.

    За это произведение Григория Косынку обвинили в невыразительности идейной позиции.

    Название «На золотых богов» да и фраза «Бьется красная крестьянская воля, умирает на своих осьмушках и обножках, но защищает телами, кровью свои жилье от армии «золотых богов» (т.е. белогвардейцев) будто свидетельствуют об искренних симпатиях автора к крестьянам-беднякам. Но идейно-эстетичное содержание произведения выводит читателя далеко за границы однозначной авторской оценки: одобрение или осуждение чего-то. Григорий Косынка, как и Валерьян Подмогильный или Николай Волновой, никогда не пользовался этим дешевым средством.

    «На золотых богов» - не пафосное воспевание революционных событий в Украине, а одна из первых попыток в литературе осмыслить их художественно.

    Чуть ли не наиболее ярко свидетельствует о мастерстве писателя рассказа «Фавст», который остался незаконченным. Это произведение очень долго не печатали, даже в более поздние времена. Вероятно, из-за того, что события, изображенные в произведении, происходят в тюрьме первых пореволюционных времен (1918-1919). Григорий Косынка принимал участие в гражданской войне, три месяца был заключенным, именно тюремные воспоминания отображены в рассказе «Фавст».

    В камеру, переполненную доверху, бросили деревенщину Прокопа, ясная вещь, «бандита». Белогвардейский офицер сразу заметил его сходство с героем известного произведения: «Фауста привели. Посидим больше - Гете увидим». Главный герой произведения, дядя из Подолья, не только внешне похож на литературного персонажа произведения Гете, он тоже, как Фауст, ищет жизненную истину. В тюрьму крестьянин попал как сознательный борец за самостоятельную Украину. О событиях, которые предшествовали заключению Прокопа, автор сказал несколькими словами, которые рисуют в воображении читателя целостную картину тех времен: «Наступление Муравьева на село. Руины, десятый отвечает. Смерть Фавствого отца. Хлипало в сорняках истлевшее село. Образ матери». Не вытерпев поругания, «сознательный» деревенщина Прокоп создает отряд и борется против нападавших. В тюрьме следователи добиваются от крестьянина признания - где его «бандиты».

    Месяцами Прокопа держат в «черном, как ночь, холодном и мокром карцере», его подвергают пыткам, бьют, но он не сознается: «Не пойте! Не зацветут, никогда уже не зацветут песни на гриве коня! И я все-таки не буду сокрушаться: мы умираем во имя следующих поколений». Преисполненного тоски, но непоколебимого, показал писатель своего героя: «Так знайте - ...никого не буду продавать. Юдой не буду!». И даже в состоянии сумасшествия, до которого его довели тюремщики, он мчался, по камере на своем коне Искре, и, разбив в кровь руки, нарисовал на стене букву «У», что очевидно, должно было означать «Украина». Идя в небытие, на смертную казнь, Фавст хочет каждому в камере оставить что-то хорошее на память. Последние сознательные слова его: « Не радуйтесь, офицер, с моей смертной казни... - сотня поляжет, тысячи вместе с тем станут на борьбу...».

    А в соседний «этапной» камере студенты поют колядку, которая символически может быть знамением вечности идеи Фавста, слова будто перекликаются с душевным преобразованием Прокопа - он становится совсем другим человеком, незримым, бестелесным, но существующим для поколений, а также и в памяти такого же, как он деревенщины Конончука: «А Конончук держал в руках кусок хлеба, который дал ему Фавст из Подолья, и рыдал». Образ Фавста - это родственный образ Прометея Тараса Шевченко, Моисея Ивана Франко и Каменного хозяина Леси Украинки.

    Идея рассказа - показать, что стремление к независимости Украины было присуще не только представителям интеллигенции, а и простым крестьянам, которые задумывались над смыслом своего существования. Писатель, рассказывая трагедию новейшего Фауста, будто предостерегал от кровавой расправы над крестьянами, будто заступался за те тысячи жертв, которые вскоре поглотили сталинские концлагеря. В 1930 году произведения Григория Косынки было запрещено издавать, а в 1934 г. власть уничтожила и писателя. Та идея бунтарства против насилия со стороны власти, стремление к собственному достоинству и чести остались в произведениях новеллиста как образец для следующих поколений.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Анализ произведений «Помолвка», «На золотых богов», «Фавст» Григория Косынки, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.