• Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»

    Патриотическая идея стихотворения «Бородино» понятна, строй мыслей и чувств солдата-рассказчика легко воспринимается. Но восприятие текста затруднено значительным количеством незнакомых нам слов и подробностями исторического характера. Необходимо объяснить незнакомые слова до первого чтения стихотворения. Нельзя ограничиться указанием на имеющееся в хрестоматии объяснение ряда слов. Задача анализа - возобновить в памяти некоторые сведения о войне 1812 года, напомнить о Бородинской битве, о ее значении для русской армии, о ее участниках, о ходе и результате сражения. О Бородинской битве писали многие поэты, но стихотворение Лермонтова занимает особое место; оно было признано народом и приобрело небывалую популярность - «Бородино» стало любимой солдатской песней.

    При чтении стихотворения надо передать простоту и непосредственность интонации рассказчика, его воодушевление, когда он вспоминает о дне битвы, его уверенность в силе русского оружия и гордость боевыми товарищами-богатырями.

    Привожу возможный вариант плана сочинения.

    • Рассказ  солдата  о богатырях - героях Бородина.
    • Настроение отступавших солдат и их готовность к бою.
    • Ночь перед боем.
    • Утро, день и вечер Бородинской битвы.
    • Вера рассказчика в силу и непобедимость русского войска.

     Пример сочинения.  До Лермонтова поэты восхваляли как главных героев Бородинской битвы царя и полководцев. Так, например, поэт Быков писал в стихотворении, тоже называющемся «Бородино»:

    • Я зрел поля  Бородина -
    • Сей памятник российской славы!
    • Благоговейте, времена,
    • Цари, народы и державы.
    • На сих полях кровавый бой
    • Решил судьбу полувселенной,
    • На них пал галлов грозный строй
    • Перед тобой, благословенный!

    У Лермонтова же истинными героями исторической битвы показаны солдаты-богатыри, народ. Познакомившись с поэтическим мастерством Лермонтова, встретившись с его основными поэтическими образами, ученик полюбит поэта, даже если пока и не поймет всей глубины его творений. Впоследствии он обязательно  вернется к нему снова.

    Редко удается попытка текстуально анализировать программные стихотворения в ходе рассказа о жизни поэта: лишь одно из них - «Смерть поэта» - органически может быть включено в рассказ; три же других («Поэт», «Дума» и «Родина») следует вынести на специальные уроки. На этих уроках можно ограничиться подробным анализом стихотворений, предпослав каждому из них небольшое вступительное слово и указав место его в творчестве Лермонтова. Но возможен и несколько иной вариант: так как для поэзии Лермонтова характерна своеобразная цикличность, сосредоточенность на определенных мотивах, интерес к одним и тем же вопросам, вполне возможно выделить темы и несколько расширить материал уроков. Таких тем намечается три: тема поэта и поэзии («Поэт», «Смерть поэта»), тема обличения дворянского общества и современного поколения («Дума», «Смерть поэта») и тема родины («Родина»).

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.