Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Целостный анализ стихотворения «Смерть поэта», как уже говорилось, вводится в биографию Лермонтова. Но это стихотворение для анализа поэзии «Поэт» привлекается дважды. Так как оно включает две темы: тему поэта и поэзии и тему обличения высшего дворянского общества - его необходимо использовать в сочинении, где анализируется стихотворение «Поэт», и на уроке, посвященном разбору «Думы». Тема поэта и поэзии - одна из центральных в лирике Лермонтова. Ей посвящено много его стихотворений, в том числе следующие: «О, полно извинять разврат», «Смерть поэта», «Поэт», «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк». В сочинении важно раскрыть, почему эта тема так занимает поэта. В сочинении невозможно показать всей сложности этой темы у Лермонтова, в частности, приходится обойти молчанием размышления Лермонтова о трагедии поэта - героя стихотворения.

 «Не верь себе», не останавливаться на стихотворении «Журналист, читатель и писатель», а ограничиться вопросами о взгляде Лермонтова на назначение поэзии, его идеале поэта и трагическом положении истинных поэтов в России 30-х годов XIX века. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лучших русских писателей и поэтов мысли об этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература не была так тесно связана с освободительным движением, как в России. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило совершенно особую роль литературы, о чем не раз писал Белинский, отмечая, что в ней сосредоточена вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные, интересы. Критик ценил ее как «живой источник, из которого просачиваются в общество все человеческие чувства и понятия» , и считал, что он является руководителем общества, средством воздействия на его понятия и нравы. В «Письме к Гоголю» Белинский объяснял огромное значение литературы тем, что в условиях тяжелого гнета, когда всякое общественное выступление было немыслимым, «только в одной литературе» сохранялись «жизнь и движение вперед». Герцен в книге «О развитии революционных идей в России» замечает: «У народа, лишенного общественной свободы, литература--единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

О чрезвычайно  важном  значении литературы  пишет ни мают главного: пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду ему от любви и правды, дух его не сломлен. Поэтому общий тон стихотворения при всей его грусти не рождает в читателе мрачности и тоски. Лермонтов утверждает правоту поэта, не променявшего «на злато» своих высоких идеалов и не отказавшегося в угоду знатному большинству от служения высшим  целям жизни. Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в определении роли поэта в жизни общества, Лермонтов оказал несомненное влияние на Некрасова, Брюсова, Маяковского и др. Взгляды Лермонтова творчески развивались и обогащались. То, что у него высказывалось еще отвлеченно, рисовалось как идеал, получило у Некрасова, а затем у Маяковского конкретный революционный смысл. Проследив развитие традиций Лермонтова последующими русскими поэтами, можно закончить изучение первой темы и перейти к закреплению и обобщению материала.

Более краткое комментирование при работе над художественной формой стихотворения облегчит дальнейшее осмысление текста. Обобщающие вопросы помогут объединить в сознании отдельные мысли и образы, возникшие в процессе чтения, и комментирования стихотворения.

Если Вам понравилось сочинение на тему: Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт», тогда разместите ссылку на произведение в вашей социальной сети или блоге, и поделитесь текстом с друзьями.
Краткий пересказ

Автор: Русский язык и литература

Готовое домашнее задание опубликовано: марта 3, 2010

Если вам понравилось готовое домашнее задание по литературе по теме: Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт», вы можете подписаться на рассылку на почту.

Вы можете опубликовать готовое сочинение у себя на сайте с ссылкой на нас.

Спасибо, что посетили наш сайт Soshinenie.ru.