• Авангардные тенденции в украинской поэзии 1920-х гг.

    Зародился авангард в годы Первой мировой войны, приобрел бурное развитие в разных видах искусства, и с того времени активно заявляет о себе.

    Авангардизм в литературе - это явление, которое возникает периодически как реакция на определенные процессы в обществе и литературе. Это течение модернизма, его составная часть. В западноевропейской литературе авангард после 20-х годов активизировался в 60-е гг.; в 80- 90-те гг. - в русской и украинской литературах. Авангардизм проявился в определенные периоды творчества Б. Брехта, П. Неруды, Д. Бурлюка, В. Маяковского, Й. Бехера, М. Семенко, Г. Шкурупия, В. Полищука. В 20-те гг. в Харькове существовала литературно-художественная группа «Авангард», возглавляемая В. Полищуком.

    Предпосылкой зарождения литературного авангарда являются кризисные периоды развития искусства, которое застаивается, костенеет, т.е. определенное направление или стиль исчерпывают свои художественно-выразительные средства и мешают развитию литературного процесса в целом, поэтому возникает насущная необходимость разрушения предыдущих эстетичных систем, расчистка места для зарождения новых художественных явлений.

    Поэтический авангард ставит перед собой задачи - резкое отмежевание от старых, отживших традиций и коренное обновление поэтики на всех уровнях: проблемно-тематическом, разговорно-стилевом, жанровом, формальном. На этом подчеркивают почти все исследователи авангардизма (А. Погребной, Л. Таран, В. Пахаренко, В. Моренец, Н. Белоцерковец и др.). Например, В. Моренец в статье «Современная украинская лирика: модель жанра» пишет: «Программный постулат авангарда - это агрессивность относительно традиции, вне которой он на самом деле избавляется всякого смысла». Созвучную мысль в статье «Очерк украинской поэтики» высказывает и В. Пахаренко: «это искусство протеста и разрушения». Итак, авангардизму в литературе принадлежит санационная (очистительная) роль.

    В украинской поэзии ХХ ст. можно отличить три волны развития поэтического авангарда. Первая волна - это так называемый исторический авангардизм 1910-1930 гг., представителями которого были Валерий Полищук, Михаил Семенко, ранний Николай Бажан. Он был призван к жизни острой необходимостью очистить украинскую поэзию от устаревших тенденций - консервативности, хуторянства, народнических идей, которые в первой трети ХХ ст. тормозили художественные поиски художников. Тем не менее в начале 1930-х гг. все эстетичные достижения поэтов-авангардистов были нивелированы под давлением репрессий и засилия социалистического реализма как «единственно правильного творческого метода».

    Вторая волна - творчество поэтов диаспоры послевоенных времен (Юрия Тарнавского, Эммы Андиевской) и некоторых шестдесятников (Ивана Драча, Николая Винграновского), что также содержит определенные проявления авангарда.

    Третья волна - это так называемая «новая волна», постмодернизм - возрождение авангардизма в конце 1980-х - в начале 1990-х гг. Представители этого стилевого направления: группировка « Бу-Ба-Бу» (Юрий Андрухович, Виктор Горемыка, Александр Иранец), «Пропала грамота» (Семен Небось, Виктор Недоступ и др.), «Лугосад» (Иван Лучук, Назар Гончар, Роман Садовский); «Новая дегенерация» (Иван Андрусяк, Иван Ципердюк, Татьяна Майданович, Павел Вольвач, Олесь Ульяненко, Евгений Пашковский).

    Футуризм — авангардное направление в литературе и искусстве, который развил в начале ХХ столетия в основном в Италии и России.

    В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих следующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, который использовал в своей работе сразу несколько материалов (стекло, дерево, картон, железо, кожу, одежда, зеркала, электрические лампочки и т.д.) стал предшественником такого современного на сегодня направлении в искусстве, как поп-арт. В своих футуристических роботах он стремился к объединению формы, цвета, движения и звука.

    На мировоззрение футуристов большое влияние имели философские взгляды Ницше с его культом «сверхчеловека» и Бергсона, который утверждал, что мозг может постигать все закостенелое и мертвое.

    Футуризм - это искусство антигуманизма, которое должно отразить наступление времени техники. Направление футуризма можно выразить: город, машина, масса. Два главные признака футуризма: во-первых, новое искусство совсем не интересуется человеком. Психологизм объявляется анархизмом. Психологизм - характерная особенность мещанской литературы, которая умирает. Если интересует душа - познай машину. Во-вторых, для этого искусства характерный исключительный динамизм, поэтизация движения, скорости, зрительные поиски средств изображения движения. Остановка является злом, ведь - футуристы употребляли такие принципы динамизации («ускорения») своего художественного текста: тексты записывались без разделительных знаков, без прописных и строчных букв. По мнению футуристов, больше всего препятствий для движения делают прилагательные и предлоги. На первый план выдвигается глагол. Футуризм - это тотальное возражение, в том числе и эстетства. Музыкой города считался шум города. Властвовала поэтизация безобразного, антиэстетизм: некоторые футуристы, например, издавали свои произведения на обоях.

    До Первой мировой войны футуризм в индустриально отсталой Украине не имел благоприятной почвы. Но уже в 1913 г. лидер украинского футуризма Михаил Семенко издал сборник поэзий «Prelude», а 1914 г. - «Дерзание» и «Кверо-Футуризм»; за годы революции он издал еще 8 сборников. Он был основателем ряда украинских футуристических группировок и журналов: «Фляминґо» (1919-1921), «Аспанфут» (1921-1924) в Киеве, а после переезда в Харьков журнал «Новая генерация» (1928-1930). Под давлением господствующей коммунистической идеологии журнал вынужден был стать боевой трибуной «пролетарского искусства» и от деструкции перейти к пропаганде конструктивизма и супрематизма (ряд статей напечатал в «Новой генерации» К. Малевич), а потом был совсем запрещен. К «Новой генерации» принадлежали, кроме М. Семенко, поэты Г. Шкурупий, Алексей Близко, М. Скуба и др., теоретик О. Полторацкий. Некоторое время под влиянием футуризма был Николай Бажан. Близко к футуризму стоял Валерьян Полищук, который на футуристической основе старался создать собственное направление «динамического спирализма». Футуристы не имели такой выдающейся позиции в украинской литературе своего времени, как символисты или неоклассики, тем не менее они активизировали поэзию новыми темами и формами, а прежде всего экспериментаторством. «Новая генерация» пропагандировала модерные западноевропейские направления (дадаизм, сюрреализм), что противоречило установкам официальной критики, и журнал перестал существовать еще до общей ликвидации литературных организаций в 1932 г.

    Кроме упомянутых, существовали еще и меньшие локальные кружки футуристов: в Харькове « Ком-Космос» (1921), в Одессе «Юголиф» (с участием местных русских футуристов), в Москве «Семь» («Село и город», 1925), что объединяло украинских писателей в РСФСР. Органами футуризма в 1920-х гг. были еще «Семафор в будущее», «Катафалк искусства» (на русском языке) и «Гольфштром».

    Деструкция — разрушение структуры чего-нибудь.

    Период панфутуризма в творческой биографии Михаила Семенко связывает, прежде всего, с чрезвычайно плодотворной деятельностью в плане разработки теоретической подпочвы нового течения. Находясь в контексте актуального в то время тезиса о смерти искусства, Михаил Семенко формулирует свою теорию «деструкции» мирового искусства и понимание футуризма, как переходного звена от искусства прошлого к будущему. Процесс расписания мирового искусства, его деструкция, должна, по мнению М. Семенко, смениться конструктивным процессом формирования новой культуры.

    «Материал поэзии - слово как таковое - подпало под энергичный процесс деструкции... Слово разложено и использовано со всех сторон - как понятие, символ, образ, красочное пятно, тональный звук и, в конце концов, как прозаизм», - писал в конце 20-х годов прошлого столетия вождь украинского футуристического движения Михаил Семенко.

    Его «деструкция» на самом деле проявляется в немногих стихах-манифестах, призванная стремлениям осуществить большое дело - вывести украинскую литературу, которая погрязла в «крестьянском дискурсе», на европейский, мировой уровень. Футуризм Семенко преследует не так художественные, как патриотически-просветительские цели - и именно этим он наиболее ценный для отечественной литературы, как первая попытка создать что-то не «украинское», а «литературное».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Авангардные тенденции в украинской поэзии 1920-х гг., тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.