Автобиографичность по поэзии А. А. Ахматовой

  

Когда стихи А. Ахматовой впервые появились в печати, современники отметили какую-то особую непосредственность, почти дневниковость ее произведений. Казалось, что перед читателем не поэтический сборник, а искренний рассказ о жизни современницы, буквально исповедь. Центром этой исповеди была жизнь сердца - любовь. Эта любовь у А. Ахматовой - всегда горькая, неразделенная, мучительная. Она снова и снова овладевает сердцем лирической героини, воспоминания о ней и составляют содержание ее раннего творчества, делают ее судьбу незаурядной, не похожей на другие:

  • Тяжела ты, любовная память!
  • Мне в дыму твоем петь и гореть,
  • А другим это - только пламя.
  • Чтоб остывшую душу греть...

Исповедуясь в перипетиях неразделенной любви, поэтесса одновременно исповедуется в любви к миру - ненавязчиво, без громких слов. Все ее любовные переживания оказываются неразрывно связанными с окружающей обстановкой, е явлениями природы. Хлыстик и перчатка, забытые на столе, старое саше, знакомый силуэт на террасе, красный тюльпан в петлице - все эти мелочи запоминаются потому, что через них передается сложность переживаний. И природа в поэзии А. Ахматовой - не фон действия, а таинственный и странный мир, преобразующий жизнь человека:

  • Но звезды, синеют, но иней пушист,
  • И каждая встречи чудесней,
  • Заложен на Песне Песней.

«Чем глубже зачерпнешь, тем общее всем, знакомее и роднее», - говорил Л. Н. Толстой. Углубляясь в личные переживания, А. Ахматова не могла не говорить о судьбе поколения, на чью долю выпали трудные времена - войны, революции,- социальные катаклизмы:

  • А здесь, в глухом чаду пожара.
  • Остаток юности губя.
  • Мы ни единого удара
  • Не отклонили от себя...

И А. Ахматова честно и горестно рассказывает об этих ударах, о том, как ненадежен и опасен стал мир, как он весь проникнут страхом:

  • Страх, во тьме перебирая вещи,
  • Лунный луч наводит на топор.
  • За стеною слышен стук зловещий
  • Кто там - крысы, призрак или вор?

За год до трагической завязки сталинского террора появляется в стихах А. Ахматовой напоминание о том, что «кровью пахнет только кровь», а убийцы, подобные Понтию Пилату и леди Макбет, во все времена будут именоваться убийцами. Историческое возмездие неотвратимо:

  • И напрасно наместник Рима
  • Мыл руки пред всем народом
  • Под зловещие крики черни;
  • И шотландская королева
  • Напрасно с узких ладоней
  • Стирала красные брызги
  • В душном мраке царского дома.

Многие поздние стихи А. Ахматовой посвящены осмыслению памяти. В памяти причудливо переплетаются события разных лет, обволакиваются туманом, а в просветах - лида давно ушедших людей. Память «морочит» лирическую героиню, пытаясь пересочинить давно прошедшее, которое притворяется настоящим:

  • Когда спускаюсь с фонарем в подвал,
  • Мне кажется - опять глухой обвал
  • На мной по узкой лестнице грохочет.

Подвал, о котором идет речь в этих строчках из стихотворения «Подвал памяти», - это артистическое кафе «Бродячая собака», с которым много связано в культуре Серебряного века. Но уже «проводили дам» и многие умерли, и нельзя оставаться здесь, среди обломков прошлой жизни, пора вернуться - «но где мой дом и где рассудок мой? » Поэт обладает прапамятью, способной перенести его в далекие эпохи:

  • О если бы вдруг откинуться
  • В какой-то семнадцатый век.
  • С душистою веткой березовой
  • Под Троицу в церкви стоять,
  • С боярынею Морозовой
  • Сладимый чаек попивать.

Это уже проба другой судьбы - гордой и трагической, родственной. И спасение души виделось не в уходе от современности, а в зеркальном отражении одной судьбы в другой, в уходящем в глубины истории и не порывающем связи с нашим временем бытии. А. Ахматова поэт настоящей судьбы, ставшей неизбывной болью и радостью многих - тех, кого притягивает силовое поле поэзии от поколения к поколению.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: