Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»

  

Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят, лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни. В прологе автор ставит вопрос: кто есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум - искра Божья. Герой трагедии, скептический и глумливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует темнота и зло. И  чем больше человек рассуждает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу - виновна не вселенная, а сам человек.

На мысль Гете, истина - в борьбе разногласий. Именно благодаря этой борьбе  создается гармония мира, в столкновении мыслей - истина. Писатель постоянно напоминает об этом. Два героя трагедии - Фауст и Рафаэль - постоянно спорят, но их противоречивые точки зрения в то же время дополняют одна одну.

Образ Рафаэля воплощает в себе дух возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное - жизнь. Через возражение он тоже создает. И это есть движение вперед. Силы Рафаэля и Фауста равны, но они поочередно побеждают друг друга. Сам писатель не всегда на стороне Фауста. В словах Рафаэля тоже истина. Истина в вечном разногласии, движении.

Фауста и Рафаэль автор наделил определенными человеческими чертами. Фауст - недовольный, «деятельный гений», готовый сильно любить и ненавидеть, он способен делать трагические ошибки. Он лицо горячее и энергичное. Фауст очень чуткий, ранимый, иногда он эгоистический и всегда бескорыстный, человечный. Фауст находится в постоянном поиске, а его ум - в постоянных сомнениях и тревогах. Его раздирают разногласия. Страдания Фауста связаны с непобедимым желанием знаний, стремлением найти истину.

Фауст и Рафаэль - два антипода. Первый - целенаправленный, готов одолевать барьеры, он рвется узнать о том, что за границей. Второй - спокойный уравновешенный. Его ничто не приведет в удивление, так как ему все уже известно - вокруг пустота. Он играет с Фаустом как с бестолковым мальчиком и смотрит на все порывы Фауста как на чудачество, напрасные действия.

Рафаэль спокойный, его не грызут сомнения, страсти не режут его душу. Он смотрит на мир без ненависти и любви. В его колющих репликах башня печальной правды. Рафаэль - это не тип лиходея. Он смеется и издевается с гуманного Фауста, который губит Маргариту, но в словах Рафаэля   звучит горькая правда, горькая даже для него, - духа тьмы и разрушения.

Образ Рафаэля - это образ человека, утомленного жизнью, которая имеет богатый человеческий опыт, человека, видевшего много зла и несправедливости и разочарования  в жизни. На протяжении продолжительных наблюдений за тем, что происходит в жизни, он убедился в безысходности. Рафаэль не верит ни в зло, ни в добро, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что изменить ничего нельзя. Рафаэль, уверен в бесполезности попыток изменить жизнь. И ему даже жаль людей, которые стремятся к совершенству, недосягаемому идеалу.

В основе трагедии, написанной Й. В. Гете, лежит вечное противостояние творческого духа, стремление к прекрасному (которые воплощены в, образе Фауста) и духу возражения, сомнений (какие воплощены в образе Рафаэля).

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: