Человек незаурядного дарования Джеймс Джойс

  

Идейная и формальная связь между творчеством Джойса и теми литературными течениями, которые выросли на основе тотального отрицания, совершенно очевидна. Вместе с тем трудно найти более противоречивую фигуру, чем фигура вдохновителя и учителя европейских модернистов 20-х годов. Человек незаурядного дарования, большой художник, он отдал жизнь служению искусству, но создал произведения, которые объективно оказались отрицанием искусствам

Джеймс Джойс был ирландцем. Он родился в предместье Дублина,  в семье среднего достатка.  Учился  в иезуитском  колледже  и сначала готовился к духовной карьере, но потом, потеряв веру, порвал со своими католическими наставниками и поступил на филологический факультет Дублинского университета. Уже в юности Джойс был крайне одинок, сторонился людей и уходил в себя, погружаясь в изучение самых различных книг, накапливая огромный запас фактических знаний. Став студентом, Джойс увлекся лингвистикой, античной литературой, историей. Характер полученного писателем образования   наложил   в   дальнейшем   отпечаток   на  его   творчество. В 1920 году Джойс поселяется в Париже. Писатель испытывает постоянную нужду, борется с мучительной болезнью (он постепенно терял зрение и к концу жизни окончательно ослеп). В 1907 году Джойс выпустил свою первую книгу. Это был небольшой сборник лирических стихов, написанных в духе лирических романсов 90-х годов, которые он тонко пародирует1. В 1914 году вышел небольшой сборник новелл «Дублинцы». Он состоял из отдельных рассказов, написанных много раньше. В 1916 году за ним последовал первый роман Джойса - «Портрет художника в юности».

Одновременно с публикацией «Дублинцев» в 1914 году в журнале начали выходить первые эпизоды романа «Улисс». Уже эти эпизоды будущей книги произвели сенсацию. «Улисс» был объявлен задевающим нравственность, и публикация его полного текста как в Англии, так и в США была запрещена. На английском языке книга появилась лишь в 1922 году в Париже. Закончив «Улисса» Джойс начал работать над новой книгой - «Поминки по Финнегану». Произведение это было опубликовано в редакции лишь в 1939 году.

Уже первые рассказы Джойса, написанные в начале 900-х годов и собранные затем под общим заголовком «Дублинцы», говорят о силе таланта молодого автора.

Он решительно отказался от приукрашивания всего ирландского, что было характерно для многих ирландских писателей. Его рассказы беспощадно правдивы, мастерство типизации в них тонко и совершенно. Он показывает людей безвременья, обывателей, лишенных иллюзий и идеалов. Рисуя обличительные портреты ирландцев, которые приспосабливаются к англичанам, ханжей и ограниченных пошляков, Джойс даже не пытается воспроизвести картину общественно-политической жизни в Ирландии изображаемого им времени. Он проходит мимо не затухавшего в стране освободительного движения - рабочему движению Джойс был чужд. О нем в новеллах сборника не говорится ни слова. Джойс всегда называл Флобера своим учителем. В духе Флобера нарисована здесь уродливая и серая проза мещанского существования. В подтексте ощущается тоска молодого писателя по иной жизни; однако преобладают в рассказах суховатая ирония, интонации безрадостного скепсиса. Уже здесь очевидно замечательное мастерство Джойса-стилиста, богатство оттенков его языка.

Роман «Портрет художника в юности» наметил образ одинокого поэта и философа Стивена Дедала, который был развит затем в «Улиссе». Образ этот автобиографичен: молодой студент Стивен, посвятивший себя изучению греческой культуры, нервный и неуравновешенный, напоминает молодого Джойса. Еще будучи школьником, Джойс находил сходство между собой и древним афинским скульптором Дедалом. Стивен Дедал самолюбив, замкнут и в то же время крайне высокомерен. В «Портрете художника» все внимание автора сосредоточивается на анализе его внутреннего мира. Окружающие Дедала люди очерчены лишь постольку, поскольку они способствуют раскрытию этого внутреннего мира. Мысли, переживания и ощущения Стивена передаются Джойсом почти исключительно через  монологи героя. Джойс воспроизводит отдельные картины жизни Дедала начиная от раннего детства. Картины эти не связаны определенной фабулой: писатель озабочен прежде всего изображением психологической эволюции молодого человека. Рисуются школьные годы Стивена, ученичество у иезуитов, студенческие годы в Дублине. «Портрет художника» многое объясняет в эволюции мировоззрения и искусства Джойса, помогает понять причины, по которым он покинул Ирландию и стал на всю жизнь добровольным изгнанником. Дедал, освобождая себя от каких-либо гражданских обязанностей, не только порывает с обществом, но ставит себя выше общества. Всякая общественная борьба - в том числе борьба за освобождение родины - представляется ему бессмысленной. Дедал приходит к убеждению, что художник должен стоять над тем, что он рисует.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: