Чичиков – аферист или предприниматель

  

В образах помещиков Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырождения господствующего класса, образом Чичикова он подчеркнул типичные черты хищника, "подлеца", "приобретателя". В одиннадцатой главе первого тома писатель подробно рассказывает о жизненном пути Чичикова с рождения и до момента, как этот "герой" занялся скупкой мертвых душ; как формировался характер Чичикова, какие жизненные интересы, сформировавшиеся в нем под влиянием окружающей среды, руководили его поведением. Еще в детстве отец учил его: "больше всего угождай учителям и начальникам... водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными... а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете...  Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой".

Этот завет отца и положил Чичиков в основу своих отношений с людьми еще со школьной скамьи. Уже в училище он быстро добился расположения учителя и, обладая "большим умом со стороны практической", успешно накапливал деньги. Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в Чичикове его природные данные - практический ум, ловкую изобретательность, лицемерие, терпение, умение "постигнуть дух начальника", нащупать слабую струнку в душе человека и умение воздействовать на нее в личных целях.

Получив должность Чичиков "стал человеком заметным. Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах". Все это отличало Чичикова и в дальнейшей его службе; таким он предстает перед нами во время покупки мертвых душ. "Неодолимую силу характера", "расторопность, проницательность и прозорливость", все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения. Широко применяя всю свою практическую смекалку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы и приспособив к характеру помещика манеру обращения и сам тон речи. Читателя поражает неистощимое разнообразие оттенков и тонкостей его обращения с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным, с личностями губернского общества и т.д. Внутренняя "многоликость" Чичикова, неуловимость подчеркивается и его внешностью, данною Гоголем в неопределенных тонах. "В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод". Выражение лица Чичикова беспрестанно меняется, в зависимости от того, с кем и о чем он разговаривает.

Отправляясь на бал к губернатору, он целый час проводит перед зеркалом, изучая различные выражения лица и манеры, чтобы применить их на балу. "Пробовалось сообщить ему (лицу) множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторой улыбкой, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе". Чичиков внешне опрятен, любит чистоту, одет в хороший, модный костюм, всегда тщательно выбрит, надушен; всегда на нем чистое белье и модное платье "коричневых и красноватых тонов с искрой" или "цвета наваринского дыма с пламенем". И вот эта внешняя опрятность, чистота Чичикова, разительно контрастируя с внутренней грязью и нечистоплотностью этого героя, полно дорисовывает образ "подлеца", "приобретателя", хищника, пускающего в ход все для осуществления своей основной цели - наживы приобретательства. Гоголь сатирически бичует своего героя-"подлеца", представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы, когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться еще в рамках феодально-крепостнического строя. Исключительно богат и своеобразен язык "Мертвых душ".

Это касается как речи персонажей, так и собственно авторского слога. Речь каждого из гоголевских героев отмечена яркой, подчеркнутой индивидуальностью. В языке своем характеры персонажей раскрываются не меньше, чем в своих действиях, поступках. Но объединяет различные стилевые тональности произведения речь автора-повествователя. Простая и вместе с тем торжественная, вдохновенная, возвышенная и волнующая, она делает все произведение поэтическим созданием, целостным и завершенным, единым со всеми столь различными голосами, в нем раздающимися, - от Манилова до почтмейстера, рассказывающего историю капитана Копейкина. Гоголь, выработав свой особенный, оригинальный жанр поэмы, соответствующий всему ее содержанию, достиг изумительного единства стиля и звучания.

Автор "Мертвых душ" создал новый тип прозы, в котором неразрывно слились противоположные стихии творчества - смех и слезы, сатира и лирика. Никогда прежде они не встречались в одном художественном произведении. Эпическое повествование в "Мертвых душах" то и дело прерывается взволнованными лирическими монологами автора, оценивающего поведение персонажа или размышляющего о жизни, об искусстве. Подлинным лирическим героем этой книги является сам Гоголь. Мы постоянно слышим его голос. Автор-повествователь как бы непременный участник всех событий, происходящих в поэме. Он незримо присутствует всюду. Он внимательно следит за поведением своих героев и активно воздействует на читателя. Причем голос автора совершенно лишен дидактики, ибо образ этот воспринимается изнутри, как представитель той же отраженной действительности, что и другие персонажи "Мертвых душ". Образ автора - это именно персонаж, созданный художником, обладающий своим характером и языком, имеющий собственное отношение к жизни, свой сложный духовный и нравственный мир.

Этот лирический персонаж придает всему повествованию своеобразную эмоциональную окраску. Наибольшего напряжения достигает лирический голос автора на тех страницах, которые непосредственно посвящены Родине, России. В лирические раздумья Гоголя вплетается такая важная для него тема, как будущее России, ее собственная историческая судьба и место в судьбах человечества. Страстные лирические монологи Гоголя были выражением его поэтической мечты о правильной действительности. В них раскрывался поэтический мир, в контрасте с которым еще острее обнажался мир человеческой корысти и низости.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: