Что погубило жизнь Эммы Бовари? По роману Г. Флобера

  

В 1850 году из путешествия по Востоку Флобер привез задумку романа, который назвал «Мадам Бовари». В основе произведения - судьба молодой женщины из провинции. Эмма Бовари в расцвете лет и красоты добровольно уходит из жизни, оставив мужа и малолетнюю дочь. Что толкнуло ее к такому бесшабашному шагу? Что принудило отказаться от жизни, от ее забот и радости? «В тринадцать лет мадемуазель Эмму Руо отдалили в пансион урсулинок. Но в церкви ей более всего нравились цветы, в музыке - слова романсов, в книгах - волнение страстей», - пишет Флобер о своей героине.

В пансионе Эмма крадучись читала романы, «где все о любви», где госпожи теряют сознание в беседках, где соловьиное пение в рощах и клятвы в любви при месяце. Таинства церкви она отбрасывала, а послух не отвечал ее душе. Поэтому, когда отец забрал ее из пансиона, это никого не огорчило. Но поселок, где пришлось жить с отцом, быстро надоело ей. И тогда, когда казалось, что «она окончательно разочаровалась в жизни», появился Шарль Бовари.

  • «Эмма вдруг поверила, что вот удивительное ощущение, которое она до сих пор себе воображала в виде райской птицы, которая царствует в сиянии беспредельно красивого неба, взлетело в конце концов к ней».

Но «тихий загон» семейной жизни в скором времени надоел Эмме. Шарль оказался обычным человеком, бездарным врачом, «который ничему ее не учил, ничего не знал, ничего не желал». Скука, раздражение и разочарование снова поселились в ее душе. «Боже! Зачем я вышла замуж?» - спрашивала себя Эмма.

  • Когда влачат дожди свой невод бесконечный,
  • Затягивая все тяжелой пеленой,
  • И скупая липкая из глубины сердечной
  • Бесшумным пауком вползает в мозг большой...
  • Ш. Бодлер

Приглашение на балл в Вобьесар к маркизу д'Андервилье отвернуло Эмму от печальных мыслей. Но по возвращении из замка ее жизнь показалась ей еще более убогой. «Все, что ее окружало, - сельская скука, тупость мещан, убожество жизни - казалось ей исключением, чистой случайностью, себя она считала ее жертвой, а за пределами этой случайности ей мерещился необъятный край любви и счастья. Плотское наслаждение роскошью отождествлялась в ее разожженном воображении с духовной радостью, утонченность манер - с тонкостью переживаний». Эмме хотелось изменений, новизны. Она уговорила мужа переехать в другое место, надеясь, что там все будет иначе. Но городок Энвиль оказался ничем не лучше предыдущего. Рынок, трактир, аптека - главные выдающиеся памятники Энвиля. А его жители - такие же серые, неинтересные люди, как и ее муж. Даже рождение дочери не изменило этого назойливого серого цвета жизни Эммы. А модные желтые занавески на окнах дома Бовари только усиливали ощущение тоски по другой жизни.

Эта другая жизнь появилась Эмме в образе мужа: Леона и Родольфа, которые сначала сдались ей воплощением мужества, изысканности, утонченности. Их интерес к ней она приняла за настоящее чувство - и снова с ней случилось горькое разочарование. Ради них она была готова на все: разорила мужа, забыла о дочери, о своей чести. А они ничего не сделали для нее, когда Эмма просила их о помощи. Разочарование в браке, любви, в людях привело Эмму к разочарованию в жизни. И стакан с мышьяком показался Эмме единым спасением от всего сразу: от вранья, от позора, от долгов - от невыносимой скуки жизни. В ее серой паутине запуталась молодая женщина, которой хотелось немного света, ярких красок, живых чувств, красоты.

Но в романе Флобера ничего этого нет. Книга будто написана лишь серой краской. Для писателя, который потерял веру в существование прекрасного, в перспективы человечества, это наиболее соответствующий цвет. После выхода книги Флобера отдалили под суд за «возрождение красоты и добра». Писатель выиграл этот процесс, а его книга сама стала приговором вульгарности, повседневности и фальши жизни его современников.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: