Что привлекает меня в характерах Андрея Волконского и Пьера Безухова?

  

У каждого писателя собственный взгляд на свое время, свой выбор героев. Это определяется личностью автора, его мировоззрением, его пониманием назначения человека на земле. Поэтому есть книги, над которыми не властно время. Есть герои, которые всегда будут интересными, чьи мысли и поступки будут смущать не одно поколение потомков.  Такими для меня есть герои романа Л. Г. Толстого «Война и мир». Не впервые была прочитана книга. Что привлекает меня в характерах Андрея Волконского и Пьера Безухова? Чему кажутся они такими живыми и близкими почти через два столетия? Почему Наташа Ростова воспринимается не какой-то далекой графиней, с совсем другой жизнью и воспитанием, а моей ровесницей? Чему я каждого раза открываю в них что-то новое для себя?

Наверное, поэтому они для меня действительно живые, не статические, что живут не только настоящим, стремятся не только каких-то привилегий, наград, благосостояния, но и не спят душой, напряженно думают над своей жизнью. Великий и неповторимый Толстой, который не переставал искать добро и учить уму, что всю жизнь так хотел быть достойным волшебной «зеленой палочки» учит нас, читателей, наблюдать жизнь и анализировать наши поступки.

Его Андрей Волконский и Пьер Безухов сразу же предрасполагают к себе внимание, выделяясь своей искренностью, высшей порядочностью и умом. Несмотря на то, что они такие разные - суровый, горделивый князь Андрей, который довольно уважает себя и поэтому идет от людей, и такой неуклюжий, сначала наивный Пьера, которого так и не воспринимает всерьез общество. Они искренние друзья, которые могут и разговаривать на высокие темы, и поверять друг другу тайны души, и естественно защитить вторая, и поддержать в трудную минуту. Казалось, у каждого из них свой путь: на нем свои победы и поражения, но сколько раз переплетались их внизу, сколько похожего в разных эпизодах жизни, сколько общего в чувствах!

Талантливый офицер князь Андрей идет на войну, чтобы найти применение своим силам и мыслям, «свой Тулон», прославиться. Он сделал своим принципом не вмешиваться в чужие дела, не обращать внимания на суету и споры. Но в штабном коридоре он бьет дерзкого адъютанта, который посмел оскорбительно откликнуться о побежденном союзнике:

  • «Или мы офицеры, которые служим своему царю и родине и радуемся общему успеху и грустим относительно общей неудачи, или мы прислужники, которым равнодушные  дела!»

Поучивши приказ эвакуировать, он не может бросить батарею капитана Тушина и остается помогать им, не прикрываясь от пылищи и порохового дыма своей  адъютантской должностью.  Может, именно эта встреча и общая работа под пулями рядом с простыми солдатами и низшими офицерами помогла ему выполнить родительский приказ, чтобы «не стыдно», и поднять флаг, возвращая отступающих, не только потому, что наступает его «звездное время», а потому, что, как Кутузов, ощутил боль за отступление армии. Может, поэтому он не заметил нарочно обидных слов Николая Ростова и властно и достойно предложил, поэтому успокоиться, так как сейчас идет другая дуэль с общим врагом, где им не быть соперниками.

Так же Пьер, стремясь к самосовершенствованию, стараясь столько сделать для своих крестьян, должен прийти к пониманию разности между добрым делом ради себя самого и растворением в общих делах и стремлениях многих людей. Поэтому он и приходит к масонам, надеясь, что это настоящая ячейка добра.

  • «Что плохое? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такая жизнь, что смерть? Какая сила руководит всем?»

Безусловно, человек, который поставил перед собой эти вопросы, достоин уважения.

Через духовный кризис пройдет и князь Андрей после переоценки своего кумира - Наполеона, после смерти жены. Для другого человека его изменения в имении (в начале XIX столетие перевел своих крепостных в свободные земледельцы), воспитание сына, чтение книжек и периодических изданий могли бы заполнить жизнь, но это для человека будничного. Волконского будто давит потолок этой ограниченности - ему нужно пространство высокого синего неба.

Будто искра, вспыхнут слова Пьера в разговоре на пароме:

  • «нужно жить, нужно любить, нужно верить», - и зажгут новый интерес к жизни. Но теперь он знает критерий полезности этой работы и, примерив высоко оцененный в комитете Сперанского проект на конкретных людей, «вспомнил мужиков, Дрона-Старосту, и, приложил к ним права лиц, которые он распределял за параграфами, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой напрасной работой».

Надежда на личное счастье подымет его на крыльях, доведет, что «жизнь не закончена в 31 год». Но как изменится его кредо, его бывшее наполеоновское: «Я над

 всеми», «Мои усилия и мысли для всех как дар»! - на другое: «нужно, чтобы все неистовства меня, что не только для меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, независимо от моей жизни, чтобы на все оно отбивалось и чтобы все они жили со мной вместе!» Где «все через меня», этот путь от горделиво-эгоистического к эгоцентрическому, даст Волконскому другое восприятие мира. Научит видеть и понимать чувство других людей: замечтавшейся девушки Наташи в месячную ночь, ее яркую личность, которой так не хватало ему, и девушек с неспелыми сливами, и Тимохина, и всех офицеров, и солдат своего полка. Может, поэтому он не потеряет интереса к жизни, углубившись в личное бедствие разрыва с любимой, когда столкнется с общим бедствием Родины, с вражеским нашествием!

Так же Пьера, которого все одурачивали: от управляющих его имений, до жены, нужно было ощутить под угрозой не только собственное «я», а хотя бы близкий человека, чтобы он нашел в себе и силу, и твердость, и настоящий такт, и умение, в конце концов, руководить и упорядочивать дела, как в случае с Анатолем Курагиным, чтобы тот не позорил репутацию Наташи и не встретился с князем Андреем и не стал угрозой жизни друга. Когда на его Родину напал враг, Пьер, очень гражданский человек, выступает настоящим патриотом. Он не только снаряжает на собственные средства целый полк - он сам стремится остаться в Москве, чтобы убить Наполеона. Символически, что, подбирая за Апокалипсисом, кто же победит Бонапарта, Пьер доходит этого - «россиянин Безухов», подчеркивая не только свое имя или титул, а именно принадлежность к нациям, т.е. ощущение себя частицей страны. Пьер на Бородинском поле, на батарее, с его стремлением помочь принести снаряды, будет напоминать в чем-то князя Андрея под Шенграбеном.

Такой же частицей своего народа мы видим и Андрея Волконского. Мы слышим его разговор с новым человеком и поражаемся из его откровенности, простоте его слов, приближенности к простому солдату. Князь Андрей отказывается от предложения Кутузова служить у него, желая остаться в полку. Он хочет быть на переднем крае боев, он научился ценить теплое отношение к нему солдатов, их ласковое «наш князь». Когда-то предоставляя большого значения военной стратегии и расчету, он возмутительно отбрасывает это перед Бородинской битвой: наполеоновское сравнение полков, и раздумья штабных специалистов об «войне». Защитить малую родину (имение, семью) и большую Родину сможет по мнению князя Андрея, только одно - чувство, которые есть «во мне, в нем, в каждом солдате». Это чувство любви к Отчизне и пониманию единства с судьбой народа.

Волконский стоит под пулями, считая «своей обязанностью возбуждать мужество солдат». Он извинит Анатолю Курагину личное оскорбление, когда встретит  того раненным в госпитальной палате на переднем крае.  Любовь к Наташе вспыхнет с новой силой. Большое очищение через физические и моральные страдания нужно было пройти Безухову в плену, чтобы встретиться с Платоном Каратаевым, погрузиться у жизнь простого народа и понять, что «он всю жизнь свое смотрел куда-то, сверх глав окружающих его, а нужно было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой». Новыми глазами он увидит настоящий путь к цели, сферу собственных сил. И ему, как и многим героям Отечественной войны, грустно смотреть на и беспорядок в Отчизне: «В судах грабительство, в армии самые палки, поселение, мордуют народ, образование душат. Что молодое, честное - то губят». Теперь  становится близким все, что происходит в его стране, и он становится на защиту того «молодого и честного».

Безухов - один из организаторов и руководителей кружка декабристов, сознательно избирает путь беспокойства и опасности. Символически, что рядом с ним «к славе», через мечи реакционеров, идет, в видении Мишки Волконского, и сам подросток, и князь Андрей. Я думаю, если бы он остался живой, то, не колеблясь, взял бы участие в выступлении на Сенатской площади, так как это - логический результат идейных поисков, их духовного самосовершенствования, расширение и рост собственного «я» у окружение «мы».

Уже на новой ступени развития, как показывает Толстой, становится на тот путь их продолжение - Мишка, так близко и поняло для каждого из нас звучит его заветное:

  • «Я только об одном прошу Бог: чтобы было со мной то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же самое. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все придут в восхищение мной».

Смысл духовных поисков настоящего человека просто не может иметь конца.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: