Достижение украинской поэзии

  

Величайшие украинские писатели 70- 90-х гг. XIX ст. проявляли свой талант и в прозе, и в поэзии, и в драматургии. Ярким свидетельством такой разносторонней одаренности является творчество Ивана Франко, Пантелеймона Кулиша, Михаила Старицкого, Бориса Гринченко.

Выдающимся явлением украинской поэзии этого периода стали сборник Ивана Франко «Из вершин и низин» и его лирическая поэма «Завядшая листва». Франко не только обогатил украинскую поэзию тематически, идейно и жанрово (в его творчестве наряду с гражданскими мотивами появляются мотивы трагической любви, разочарования, сомнений), но и сделал разнообразной ее новыми образами, строфами, ритмами и рифмами, аллегорически-символическими тропами.

Из поэтов-реалистов народнического направления величайшими являются Александр Конисский («Порванные струны»), Борис Гринченко (автор многочисленных поэзий и переводов), Иван Манжура («Степные думы и пения»). Их творчество характеризуется преимуществом общественных тем: «несчастье и современная бедность» крестьянства, социальный и национальный гнет, призывы к работе в пользу родного народа. Правда, в этих произведениях публицистика берет преимущество над искусством.

Гражданские мотивы преобладают и в творчестве Павла Грабовского. Жизненный и литературный путь поэта оказался чрезвычайно тернистым (20 лет из отведенных ему 38-ми он провел под надзором полиции, в заключениях и на ссылках). Поэзия Грабовского проникнута настоящей, искренней любовью к родному краю и народу; в своих сборниках «Подснежник», «Из чужого поля», «Судьба» он не ограничивается рассказами о недоле и бедности народа, а разоблачает причины насилия, создает образы мужественных борцов, способных выступить против несправедливостей, притеснений и беззакония. Поэтому целиком понятны антидекадентские настроения Грабовского как поэта-аскета, поэта-гражданина. Он выступал принципиальным противником так называемой «чистой поэзии» с ее индивидуалистическими чертами, с эстетичными требованиями, любованием, увлечением красотой природы. И хотя в литературном заделе Грабовского есть образцы прекрасных лирических поэзий, тем не менее, преимущество он отдает все-таки гражданским мотивам. По его мнению, «штуки для штуки» (т.е. искусства ради искусства) нет и не может быть в действительности». Программным произведением П. Грабовского стала поэзия «Я не певец чудесной природы», которая является определяющей и для всего творчества поэта. Он доказывает, что художник не может быть в стороне от общественно-политической жизни, его творчество призвано служить народу, П. Грабовский является самым типичным представителем поэта-гражданина в изящной словесности 70- 90-х гг. XIX ст.

Выдающийся лирик, поэт-философ, поэт-гражданин Владимир Самойленко прежде всего интересен для нас своими сатирическими поэзиями («На печи», «Патриотичная работа», «Эльдорадо» и т.п.). В его произведениях правдивый, чистый, кое-где язвительный юмор перерастает в острый сарказм, когда освещаются недостатки украинских «запечных» патриотов, которые заботятся о гражданских делах лишь мысленно, лежа на печи и связав «свой язык, чтобы любить безопасно идею»:

Каждая печь украинская -

крепость крепкая:

Там на карауле лежат патриоты...

(«На печи»).

Привлекает внимание творчество Якова Щеголева (сборника «Ворскла», «Слобожанщина»). В его поэзиях, написанных чистым, народным языком, возникают давние победы казачества, героическое прошлое запорожцев. Ранние произведения Щеголева романтические, а в более поздних - поднимаются социально-гражданские проблемы.

Переводы М. Старицкого и Б. Гринченко (преимущественно поэзий XIX ст.) не только приобщали украинцев к мировой культуре, а и возражали концепцию Н. Костомарова об украинской литературе как литературе «для домашнего употребления». Благодаря поэтам-сподвижникам сложных и противоречивых 70- 90-х гг. ХIХ ст. украинская поэзия развивалась, готовя подпочву для неслыханного взлета стихотворного слова в начале нового столетия.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: