Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству Леси Украинки (Косач) > Драма Леси Украинки «Боярыня». Проблема ответственности за судьбу родины в драме


     
  • Драма Леси Украинки «Боярыня». Проблема ответственности за судьбу родины в драме

    Цель:            выяснить источники и историю написания драматической поэмы «Боярыня», работать над содержанием произведения, вырабатывая и совершенствуя навыки анализа, характеристики образов-персонажей; познакомить учеников с запрещенной в тоталитарные времена драмой; воспитывать старшеклассников в духе любви к родному краю; развивать творческое мышление учеников, воспитывать интерес к историческому прошлому Украины.

    Тип урока: урок-поиск.

    Методы и приемы: рассказ, работа в группах, беседа, работа с текстом .

    Оборудование: вышитые рушники, иконы, украинская национальная одежда.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.
    Психологическое настроение учеников и учителя.

    Звучит песня на слова Богдана Лепкого «Слышишь, брат мой».

    Учитель. Тяжело назвать другой стих украинского поэта конца ХІХ - начала ХХ ст., который бы с такой эмоциональностью передавал чувство любви к родному краю, боль разлуки с ним. В нем высказана безграничная трагедия человека, который теряет самое дорогое - Родину.

    Строки этого стиха подводят нас к пониманию одной из причин внутренней драмы главной героини поэмы Леси Украинки «Боярыня» - Оксаны.

    II.  Сообщение темы, цели урока.

    Эпиграфом урока стали слова Василия Симоненко, которые, думаю выражают главную проблему драмы Леси Украинки. Эта проблема актуальная и сегодня, так как очень часто человек в погоне за лучшей жизнью покидает родительский дом, друзей, родителей, и ищет того, чего и сам не знает. А еще сама Леся, путешествуя по разным странам в поисках лечения, писала:

    Для нас в родном крае

    Даже дым сладкий и любимый.

    Это в самом деле так.

    ІІІ. Актуализация опорных знаний.

    1. Ученики знакомятся с текстом, ставя на полях пометки.

     

    v

    Вы знаете; думаете, что знаете

    -

    Это противоречит вашим представлениям

    ?

    Интересно, хочу знать больше

    +

    Новая информация

     

    Драма Леси Украинки «Боярыня» - это произведение о периоде Большой Руины, произведение, которое клеймило и обязывал современников писательницы думать о будущем Украины.

    Последнее десятилетие ХХ ст. вернуло к жизни драматическую поэму «Боярыня», которую поэтесса написала в 1910 году, находясь на лечении в Египте. Это единственное произведение, построенное на материале исторического прошлого Украины,- действия происходят во второй половине XVII ст.

    Драматическая поэма «Боярыня» имела нелегкий путь к читателю, была опубликована уже после смерти поэтессы - в 1914 году. В советские времена произведение было строго запрещено режимом, а к современникам оно пришло в 1989 году. Об этой драме исследователь творчества Леси Украинки поэт-неоклассик Михаил Драй-Туча писал: «Поэтесса воссоздала, с одной стороны, ту активную украинскую интеллигенцию, которая всем естеством своим рвалась к борьбе за суверенитет украинской государственности, и, с другой стороны, ту продажную украинскую интеллигенцию, которая ради «панства большого, лакомства несчастного» предала украинские традиции и, помосковившись, добровольно впряглась в чужое ярмо».

    Драма перенята сравнениями общественно-политической атмосферы Украины и Московщины XVII ст., подчеркиванием их очевидных расхождений.

    Везде канчуки... Холопов продают... Чем не татары? -

    Сходство московского царства с государством азиатского типа.

    Гетманская же Украина с ее республиканским устоем и сильными демократическими элементами представляла собой своеобразную антитезу Московщине. Москва смотрела на Украину как на свою перспективную колонию, и где силой, а где обманом все больше ограничивала украинскую автономию.

    2.   Метод предвидения.

    По ключевым словам (Родина, измена, ностальгия, солнце) ученики предвидят тему произведения: изображение событий Большой Руины, которая настала после Переяславской Рады - историческая тема. Тяжелые переживания украинки Оксаны, которая живет в Москве, за судьбу своей Родины, за измену в тяжелый исторический момент своему народу, своей семье.

    3.   Работа над содержанием драмы.
    Цитирование «Сохрани за мной последнее слово».

    Словарная работа: боярыня — жена высокопоставленного лица, статус украинки в Москве, холопка — служанка, бедная девушка-украинка. Беседа по смыслу произведения, ответы с цитатами произведения:

    1) Расскажите о жизни Оксаны, главной героини, отношении семьи Алексея Перебойного к Степану, московскому боярину, украинцу по происхождению.

     

    2) Почему между Иваном (братом Оксаны) и Степаном возникает недоразумение?

    3) Почему Оксана говорит Степану резкие слова: «Я не холопка из вотчины твоей»?

    4) Что именно повлияло на согласие между Оксаной и Степаном?

    5) Лина Костенко о Степане пишет, «что новоиспеченный боярин из ностальгии берет себе красивую девушку из Украины в жены». Вы соглашаетесь с этим выводом, считаете ли сватанье внезапной любовью к дочери Перебойного, старанием выполнить клятву, данную отцу, который женой возьмет лишь украинку?

    6) Почему мать Степана старается сгладить неприятное впечатление Оксаны от отношения к ней церкви и объясняет московские обычаи?

    7) Когда и от кого Оксана узнает о полном рабстве женщины в этом крае, почему ей не нравятся такие порядки?

    8) «Целовальный обряд» безобразен украинке, но она соглашается на него ради Степана. Что это - компромисс, излом или победа?

    9)  Проанализируйте разговор Оксаны с гостем из Украины. Как открывается перед нами боярин, будет он помогать украинцам, защищать права Украины в Москве?

     

    10) Почему Степан так испугался письма из Украины, что запретил жене отвечать на него?

    11) Степан готов разорвать брак с Оксаной и отпустить ее домой. Мужественный ли это поступок?

    12)  Почему Оксана заболела на чужбине? Только ли из ностальгии - тоски по родному краю, или по другим причинам?

    13) Почему Оксана так болезненно воспринимает весть о возможности поехать в гости на Украину?

    14) Прочитайте диалог между Степаном и Оксаной от слов «не сокрушайся, Оксана, вот быстро снова увидим, как там светит и солнышко, и луна на Украине» до слов «я и в глаза не посмею им глянуть». Почему Степана не мучит трагедия Украины так, как его жену? О чем это свидетельствует?

    15) Оксана завещает Степану вторично не брать жену украинку. Какой подтекст этого завещания?

    16) Сможет ли Степан помогать землякам из Украины, как завещала ему жена?

    17) Зачитайте последние слова Оксаны в драме, о чем они свидетельствуют?

    18) О чем свидетельствует последняя исповедь Степана в предсмертный час жены?

    • Нас судьба так уже покарала тяжело, Что, несомненно, и Бог простит все грехи. Кто кровь из ран терял, а мы из сердца, Кто сослан, в тюрьму замкнутый был, А мы несли кандалы невидимые.

     

    4. Историческая справка.

    Драма «Боярыня» построена на историческом материале. Гетман Дорошенко вел борьбу за освобождение украинского народа из-под гнета русского царизма.

    Леся Украинка в своей драме проводит параллель между судьбой Оксаны и судьбой Украины. И молодая женщина, и ее родной край вынуждены были повиноваться поработителям, хотя и старались бороться до последнего. Поэтесса призывает к борьбе за волю и независимость своего родного народа.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Драма Леси Украинки «Боярыня». Проблема ответственности за судьбу родины в драме, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.