Школьные сочинения по украинской литературе > Ученические сочинения по творчеству И. А. Кочерги > Драма «Свечкина свадьба» как условно историческое произведение


     
  • Драма «Свечкина свадьба» как условно историческое произведение

    • Еще сочинения по заданной теме
    • Похожих сочинений нет

    Возникает также необходимость объяснить старшеклассникам, что И.Кочерга не идет ничего против исторической правды, когда выводит казацкого атамана Кмитича. Официальной датой закладки фундаментов Запорожской Сечи на острове Хортица считаются пятидесятые годы шестнадцатого века, когда один из украинских магнатов Дмитрий Вишневецкий (Байда) перестал повиноваться польскому королю и сам возглавил, собрав воедино «казацкие кучи». Закономерно, что о существовании отдельных разрозненных отрядов казаков можно говорить и в значительно более раннем периоде, по меньшей мере, за 100 лет до построения в 1552 г. замка на острове Хортица и существования здесь казацкой заставы. В драме «Ярослав Мудрый» И.Кочерги Журейко тоже создает из русичей один из первых казацких отрядов.

    Драма «Свечкина свадьба» - только условно историческая, поскольку ее главный герой не является историческим лицом, не отвечает историческим фактам восстания, но в произведении чрезвычайно удачно передан колорит того времени и события происходят в пределах действия действительных княжеских грамот.

    Очевидно, готовя материал для своего произведения, писатель старался скрасить его народными обычаями. В предисловии он вспоминает о народной киевской традиции, по которой 1 сентября девушки «женили свечку». В этом обряде чувствуется уцелевший языческий аспект, ведь магические действия со свечой в рудиментах языческих обрядов используются во время гаданий на Андрея, на Рождество и на Ивана Купала. Чтобы угадать, кто будет суженым, девушки в полночь зажигали каждая в частности новую свечку из воска, украшенную лентами и цветками, и по тени, которую бросала свеча на стену, определяли, будет ли новобрачным высокий, низкий ли, худой ли, полный ли, кудрявый ли, лысый ли. Само название обычая «женить свечку» натолкнуло писателя на описание свадьбы в драме, а одновременно и дало фамилию главному герою.

    В сюжете «Свечкиной свадьбы» прослеживаются две сюжетные линии. Первая - это любовный треугольник: Иван Свечка - Меланка - Ольшанский. Конфликт в этом случае любовный. Вторая сюжетная линия - это противостояние киевского общества воеводе. Данный конфликт можно расценивать как социально-бытовой.

    Чтобы проверить, должным образом ли прочитали ученики произведение и правильно ли все в нем поняли, стоит поработать над этими двумя сюжетными линиями. Бесспорно, начинать придется с любовного треугольника, что для старшеклассников и интереснее, и позже даст возможность лучше постичь вторую сюжетную линию. Предлагаем ряд вопросов:

    - Как вы считаете, какая пара была бы лучшей и более счастливой: Иван и Меланка или Ольшанский и Меланка? Почему?

    - Ольшанский - персонаж неоднозначный. Он действительно влюбился не на шутку. Найдите цитату, которая подтвердит, что князь от всего сердца восхищается красивой девушкой.

    - Как вы думаете, чем предопределены перепады настроения вельможи, когда после таких чутких и прекрасных слов звучит неожиданное эгоистичное решение:

    Любовью, шумом, мертвую или живую, А я тебя получу и возьму?

    - Способен ли Ольшанский на благородство? Приведите примеры из текста для подтверждения своего вывода.

    - В чем заключается красота образа Ивана в первую очередь как жениха Меланки? Ценят ли девушки в наше время именно такие черты характера у ребят? Почему?

    - Опишите чувство Меланки. Где именно, в каких конкретно ситуациях, она проявляет достоинство? А твердость духа? А способность на самопожертвование? О чем это свидетельствует? Как относится Меланка к вопросу девичьей добродетели? Являются ли ее взгляды устарелыми?

    После такой работы переходим ко второй сюжетной линии. Главнее всего в этом случае - не сбиться на перевод текста и преждевременно не взяться за анализ образов главных героев. Предлагаем такие вопросы:

    - Чем предопределен конфликт между подолом и Горой? Удачным ли является акцентирование автора на пространственном аспекте «верх - низ»?

    - Расскажите об одном из ремесленников (кроме Ивана Свечки), который вам в произведении больше всего импонирует. Чем именно он нравится?

    - Магдебургское право предусматривало, что избранный вийт мог находиться на этом посту до смерти. По какой причине киевляне решили свергнуть с должности Шавулу? Был ли правильный их приговор? Почему? Как относитесь к Шавуле вы лично? Какой поступок вы считаете окончательным моральным падением этого человека? Почему?

    - Как вы считаете, будет ли выполнять Свечка обязанность вийта лучше своего предшественника? Докажите это, используя цитаты в подтверждение своей правоты.

    - Можно ли назвать вторжение представителей власти на свадьбу и арест жениха своеобразным катализатором, который ускорил события? Почему киевляне так возмутились по поводу оскверненной свадьбы?

    - В произведении звучат лозунги: «За Свечкину свадьбу!», «За свет и за волю!», «К мести все! К свободе! К борьбе!» Видите ли вы в этих лозунгах постепенное сплочение общества, все большее осознание им своих прав?

    - В тексте произведения можно заметить символы: свеча, свет, огонь пожара. На основе содержания драмы прокомментируйте значение каждого из этих символов. Чувствуется ли их градация?

    - Проанализируйте характеры и поступки воеводы, Кезгайла, Ольшанского. Представьте, что это живые люди, а не литературные персонажи. Какое ваше впечатление от них? Нравятся ли вам их мировоззрение, мораль, отношение к закону, понятию чести и достоинству? Хотели ли бы вы таких людей иметь среди родственников или друзей? Имеем ли право утверждать, что это сугубо негативные персонажи, есть ли в этих образах черты и поступки, которые заслуживают одобрения и раскрывают нам персонажей с лучшей стороны?

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Драма «Свечкина свадьба» как условно историческое произведение, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.