Драматургия Карпенко-Карого

  

Основные свои произведения И. Карпенко-Карый писал в 80-те года XIX столетие, в то время, как в обществе состоялись глубокие изменения, приобрели развитие новые, капиталистические, отношения. Началось интенсивное расслоение общества на классы, которое дало о себе знать всеми поледствиями и в Украине. Новые явления тогдашней жизни в полном и характерном их проявлении Карпенко-Карый изображает в своих произведениях очень убедительно. Не порывая с национальной театральной традицией (так как же в центре так же остается народная жизнь и народные типы), он все же таки выводит украинскую драматургию из круга домашних, личных проблем, главное внимание, сосредоточивая на общественных вопросах и расположениях духа, на экономическом развитии народной жизни. Новый материал требовал новой жанровой формы. Карпенко-Карый обращается к жанру «серьезной комедии», обогатив не только идейно-тематическую, а и жанровую палитру украинской драматургии.

Новые социальные типы изображены драматургом в таких пьесах, как «Бурлака», «Сто тысяч», «Хозяин». Ус и они представляют яркий тип «хозяина». Старшина Михаил Михайлович, Михаил Окунь и сам Пузырь - это разные лица многоликого глитая, типы новых хозяев, которые согласно своему капиталу находятся на той или другой ступени социальной лестницы. Но если первые два только ступили на тропу наживы, а Мошна орудует тысячами, хотя и не вышел еще из мужицкой «линии», то Пузырь владеет большой капиталистической машиной с сотнями наемных работников. Фигуры новоявленных пузырей и мошон обрисованные автором во всей оголенности их «комерческих» интересов, жизненных намерений и действий.

Самые совершенные процессы наступления капитализма на село, их могущественная и разрушительная сила изображена в «серьезной комедии» «Хозяин». Основным объектом изображения послужило «хозяйское колесо» миллионера Пузыря, которое «одних давят, а вторые проскакивают». Оно охватывает всю систему тогдашнего капиталистического хозяйства. В его круговерть подхваченные и хозяева, хозяева жизни, и их подручные, и честные глупые, что не могут прижиться в царстве хищников, и «дешевые рабочие», что наконец пробуют, хотя и напрасно, бороться с непобедимым наступлением капитала.

Автор прослеживает весь механизм этого «колеса», законы, логику и философию жизни тех, кто его оборачивает. В этом мире все продается, даже интересы ближнего. Для Пузыря нет «ни стыда, ни чести», он неразборчивый в средствах достижения наживы - «лишь бы барыш, то все можно!» Единое, что может противостоять ему, - это  такая же «дикая, страшная сила». За такими же законами и моралью живут и подручные Пузыря. «Из всего... нужно пользу иметь, хотя бы и зубами пришлось тянуть, тяни!» - такой девиз их существования. В обществе эксплуатации и наживы такое поведение не только оправдывалось, а и узаконивалась. И, конечно, лишь относительно «хозяев», хозяев жизни. Такой обнаженной социальной критики и такого острого разоблачительного пафоса в Карпенка-Карого украинская драматургия не знала.

Новаторскими были и авторские выводы к изображенному в драме. Они звучали не прямо, а опосредованно, через систему характеристик и сюжетных ситуаций. Эти выводы приемлемы и для сегодняшнего дня, настолько полно анализирует автор процессы, изображенные в пьесе. Новаторство Карпенка-Карого дополняется и новизной формы. Это «серьезная комедия», которая характеризовалась отсутствием развлекательных сценических трюков, клоунады. Комизм образов и ситуаций достигается с помощью слова. В центре внимания - не действие, а мысль, переданная в диалоге, разговору или отдельной реплике. Для драмы прошлого времени это было непривычным. Новаторство Карпенка-Карого оказалось  потому, что он топтал свою тропу в литературе, первым выступив за границы упроченного шаблона.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: