Душа народа в песне «украинской Сафо»

  

Песня. В наше время это слово звучит конечно, прозаично. Так как сейчас для большинства людей это лишь смесь слов и красивой мелодии, которую мы слышим каждый день из динамиков, плееров, телевидения и лишь иногда поем сами. Поэтому мы можем лишь представлять, чем на самом деле была песня для наших предков-украинцев, которые вбирали любовь к пению с молоком матери и проносили ее сквозь боль и радость до самой смерти. Наш народ пел всюду: было это праздник или просто работа в поле, свадьба или похороны (причитания), свежесть светлого утра или волшебная тишина украинской ночи. Давние традиции, к сожалению, ушли в небытие, но остались те искренние, бесценные песни, которые лились с певучей украинской души. Когда слышишь их даже впервые, то невольно ощущаешь, как внутри оживает что-то давно забытое, но такое родное, щемящее до слез...

Наш народ оставил немало лирических песен, имена авторов которых давно стерла история, но есть и те, которые несут с собой личность песнотворцев. Известнейшие из них - песни Маруси Чурай, почти легендарной народной поэтессы, чья судьба хотя и не фигурирует в исторических документах, но навсегда поселилась в сознании народа. Ее сравнивают с древнегреческой поэтессой Сафо, чья фигура также обвита легендами, по одной из которых и также потеряла свою жизнь из-за неразделенного чувства к Фаону. Маруся - из Полтавы - мечтательная, игривая, чувствительная, как сама песня - такой рисуют нам ее народные пересказы. До исступления влюбленная, способная на все ради чувств, но чистая душой, честная, трагическая. Ей приписывают много песен, которые считаются народными, так как чувства, которые живут в них, близки любой девушке, которая знает, как это - ждать, не спать длинными ночами в разлуке с любимым, а потом быть преданной и одинокой, как былинка в поле. Главная тема песен Маруси Чурай - судьба молодой девушки, несчастливой, но мужественной.

Так, в песне «За мир встали казаченьки» преобладает мотив печального прощания матери и любимой девушки с молодым казаком, который идет в бой. Песня Маруси Чурай всегда была рядом с казацким войском, наполняя воодушевлением, увеселяя сердца победителей, напоминала о родном крае и слезах тысяч женщин, которые ждут их дома. Значение образа народной поэтессы по смыслу перекликается с образом поэта из «Древней сказки» Леси Украинки, которые также воодушевлял воинов в походе. С помощью ласковых слов в песне создается нужная для такой ситуации атмосфера нежности, тревоги, переживаний трех любящих сердец. Повторы слов, обрамления, параллели, характерные эпитеты указывают на фольклорность этой песни.

В продолжение темы страдания из-за разлуки написана песня «Веют ветры, веют буйные», в которой тоска девушки достигает апогея: уже и «слезы не льются». Раздумья над судьбой одинокого человека, который будто растение без воды и солнца вянет и чахнет.

В песне «Ой не ходи, Григорий», разрабатывается целый план мести возлюбленному-предателю. Это произведение автобиографическое, так как, по легенде, так все и было: Маруся отравила Григория. Хотя в знаменитом романе в стихах «Маруся Чурай» Лины Костенко девушка не хотела травить неверного, а сама собиралась выпить отравленную смесь. Как бы там ни было, но это только добавляет трагичности и таинственности образа Маруси Чурай, песни которой бессмертны в народной памяти и душах людей.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: