Дух песни Якова-Турка в рассказе Тургенева «Певцы»

  

Касаясь вопроса об отношении русского народа к искусству, Тургенев показывает свое глубокое знание народного творчества. Первоначально Яков пел песню «При долинушке стояла, калину ломала». Но в отдельном издании «Записок охотника» писатель заменил ее другой - «Не одна во поле дороженька пролегала». Грустное содержание этой песни больше соответствовало его идейно-художественному замыслу: показать трагическую судьбу талантливого артиста из народа и вынести суровый приговор существующим общественным отношениям. Дух песни Якова-Турка был навеян русской природой с ее необозримо широкими степями, уходящими в бесконечную даль, жизнью могучего, но закрепощенного народа, - вот почему в ней слились воедино «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь».

Народная Русь предстала в «Певцах» и могучей, и бессильной. Тургенев не идеализирует своего героя - носителя лучших черт национального характера. Оставаясь верным действительности, он противопоставляет поэтическому образу чайки, навеянному песней Якова, картину пьяного разгула, которым завершилось состязание. «...Все было пьяно,- с грустью отмечает автор,- все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневши1'/, лицом». Этой «невеселой» картиной Тургенев хотел показать, что минуты вдохновения «народного певца» редки и непродолжительны, после чего он вновь попадает во власть грубого быта. Эта сцена воспринимается как трагический конфликт истинного искусства и рабской действительности.

Выдвинув на первый план в «Певцах» драматическую судьбу талантливого артиста из народа, Тургенев тем самым углубил идейно-художественный смысл рассказа. Тема губительного воздействия крепостнической действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба его героев: стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Оболдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.

В связи с этим новое значение приобрела и финальная сцена рассказа, повествующая о крестьянском мальчике Антропке (которого ждет унизительное наказание) и формально, казалось бы, не связанная с сюжетом произведения. На самом деле она явилась логическим завершением идейно-художественного содержания «Певцов». В ней Тургенев еще раз обратил внимание читателя на ужасное положение русского народа, когда над каждым с колыбели и до могилы тяготеет проклятие позорного гнета и. розги.

По тону повествования и содержанию финальная сцена перекликается с  вводной  частью.  «Невеселое» впечатление рассказчика от разоренной Колотовки вырастает в финале до ощущения трагизма судьбы порабощенною Народа. Описание Колотовки («бурых по-луразметаппых крыш домов», «выжженного, запыленного   ныгонл,   по    которому   безнадежно   скитаются худые, длинноногие курицы», полувысохшего пруда со «сбитой набок плотиной») и всеобщего пьянства с его «нестройным,  смутным гамом»,  с  взрывами  «ярого смеха» носит социально  заостренный  характер.  Эти картины пронизаны гневным протестом писателя-гуманиста против рабского положения народа. Тургенев верил, что народ, в среде которого рождаются такие талантливые люди, как Яков, не может и не должен жить по-прежнему.

В духовном богатстве русского народа  писатель  видел  залог  его  великого  будущего. Еще более полное и художественно законченное воплощение тема нравственной силы закрепощенного народа находит в рассказе «Касьян с Красивой Мечи».   Касьян   представляет   новый   народный   тип и стоит несколько особняком среди крестьян из «Записок охотника». В «Касьяне с Красивой Мечи» Тургенев поэтически воспроизвел тяготение русского человека к странничеству и бегству от мира как одной из форм протеста против этого мира. Личность необыкновенная и удивительная, Касьян ищет сказочную праведную землю, где «живет всяк человек в довольстве и справедливости».

Подобно Калинычу, Касьян принадлежал «к числу идеалистов» и жил жизнью природы. Однако, в отличие от Калиныча, стихийно воспринимающего   красоту   природы,   Касьян   наделен неутомимой жаждой познания природы и  человека, страстным стремлением к правде и социально-этическому идеалу. То, что было намечено в «поэтической натуре» Калиныча как скрытое, потенциальное начало, становится лейтмотивом характеристики Касьяна. Созданием образа этого мужика-правдоискателя Тургенев отразил уже начавшийся процесс роста народного самосознания. Все в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» подчинено раскрытию оригинальной жизненной философии и этики Касьяна, родственного мужикам Толстого («Война и мир») и странникам  Некрасова  («Кому  на  Руси   жить   хорошо»).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: