Школьные сочинения по украинской литературе > Творчество Малышко, Сосюры, Рыльского > Е. Гуцало «Олень Август». Идея неординарного собственного взгляда на мир


     
  • Е. Гуцало «Олень Август». Идея неординарного собственного взгляда на мир

    Цель: углубить знания учеников о жизненном и творческом пути Е. Гуцало; проанализировать его произведение «Олень Август», обращая внимание на объединение в рассказе реального и мысленного; охарактеризовать образ мальчика Жени и режиссера Альтова; развивать культуру связной речи, память, наблюдательность, внимание, умение грамотно высказывать мысли; сравнивать, обобщать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Е. Гуцало, любви к красоте родного края, природе, настоящему искусству, прививать пунктуальность, рациональность в использовании учебного времени.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет Е. Гуцало, библиотечка его произведений, ученические рисунки к произведению писателя «Олень Август», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Что вам известно о творчестве Е. Гуцало?

    • Назовите известные вам произведения писателя. («Аист», «Песни Жаворонка», «Лось»).

    • Какая тематика его произведений? С чем это связано?

    • Любите ли вы природу? Какое время года вам импонирует? Собственные соображения обоснуйте.

    • Как естественная среда оказывает содействие укреплению здоровья человека, поднимает его настроение?

    • Почему, на ваш взгляд, проблема взаимосвязи человека и природы есть, была и будет актуальной?

    • Чем каждый из вас может быть полезным для матушки природы?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    Слово Е. Гуцало звенит новыми аккордами - звучными и могущественными, так как столько в нем еще неизрасходованного, нераскрытого, до времени скрытого, которое непременно должно выплеснуться и пленить его читателей образами и музыкантом.

    Г. Самбук.

    Е. Гуцало - настоящий мастер и волшебник, который умеет словом затронуть человеческую душу, создать из слов симфонию, и эта музыка слова поднимает нас над мелочностью и будничностью, делает чище и благороднее.

    Г. Самбук.

    2. Вступительное слово учителя.

    Уважаемые школьники! Рассказ «Олесь Август» Е. Гуцало написал именно для вас, дорогие мои любознательные читатели. Оно взволнует и порадует вас, поможет осознать и красоту окружающей жизни, и огромную радость самого существования на нашей замечательной планете, глубже поняли утехи детства, по-новому глянуть на природу, увидеть, сколько глубокого содержания таится в обычной березе посреди укрытой цветами лесной лужайки, в озерном плесе под бездонным небом и в именно этой небесной голубизне с белыми тучками, по которой мы так часто скользим равнодушным взглядом.

    3. Работа над произведением Е. Гуцало «Олень Август».

    3.1. Выборочное выразительное чтение произведения и пересказ любимых эпизодов.

    3.2. Тема: изображение мальчика Жени, который имел большое стремление и желание стать актером.

    3.3. Идея: возвеличивание целеустремленности мальчика, который старался самоутвердиться, посвятить самого себя благородному делу - стать настоящим актером; осуждение на примере Альтова тех взрослых, которые не всегда умеют понимать ребенка, его тягу к искусству.

    3.4. Основная мысль: «..этот школьник с порванным портфелем одарен тем, чем наделены настоящие мастера. Уже и сейчас видит мир иначе, чем другие..».

    3.5. Жанр: рассказ.

    3.6. Композиция. События в произведении происходят на протяжении одного дня - знакомство Жени с режиссером Альтовым, в результате чего мальчик ощутил душевную боль, но не потерял веры, ожидания осуществления собственной мечты - стать известным актером благородных ролей.

    Экспозиция: знакомство с Женей, который, возвращаясь из школы, увидел толпу, которая принимала участие в съемке фильма.

    Завязка: встреча Жени и Альтова, их разговор о возможностях мальчика сняться в кинофильме «Олень Август».

    Кульминация: разочарование Жени, поскольку Альтов не выявил у него актерского таланта.

    Развязка: ожидание мальчика, что он поставит такое кино, что все ахнут от удивления.

    3.7. Проблематика рассказа:

    • талант и бездарность;

    • мечта и реальность (реальное и мысленное);

    • отношения взрослых и детей.

    3.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • Любите ли вы смотреть кино? А случалось ли вам видеть, как происходят съемки кинофильма?

    • Какое настроение было у Жени, когда он возвращался из школы? Что об этом свидетельствует?

    • Как в произведении описана толпа, которая образовалась из-за съемки кино?

    • Чем Женя проявил первое впечатление неудовольствия у Альтова?

    • Что именно понравилось мальчику в работе съемочной группы?

    • Почему Альтов решил сделать приятное мальчику и прокатить его в автобусе?

    • Что предложил Альтов Жене? Это было серьезное предложение?

    • Где собирался снимать новый фильм Альтов?

    • Что в произведении является мысленным? (Видение мальчиком «бесконечной, зеленоверхой тайги», «примерещилось много оленей», «глаза у оленей, как у людей»...).

    • Прокомментируйте мысль Альтова относительно следующего: «...этот школьник с порванным портфелем, одарен тем, чем наделены настоящие мастера»?

    • В чем проявилось благородство Жени в стремлении сняться в фильме в роли мальчика Августа?

    • Что раздражало Альтова в мальчике?

    • В чем смысл соображений Альтова относительно неординарности каждого человека? («Возможно, этот дар пропадет напрасно, так как человек не всегда догадывается, что он - немного не такой, как другие...»).

    • О чем свидетельствует разговор режиссера с женщиной?

    • Почему Женя считал себя Оленем Августом?

    • Что имел в виду Е. Гуцало, написав в конце произведения, что Альтов в мыслях Жени «был лишний...»?

    • Что символизируют весенние олени в произведении?

    • Чем поразил вас этот рассказ? Над чем принудил задуматься?

    3.9. Характеристика образов произведения.

    3.9.1. Женя.

    1) Женя - обычный школьник (первоклассник или второклассник), его отношение к обучению («...он в душе дал себе слово, что всегда будет старательным и трудолюбивым»).

    2) Портрет Жени («...невыразительные, еще не сформированные черты лица, припухший рот... »; «плохонькое пальтишко»).

    3) Черты характера героя:

    • добрый, искренний в собственных чувствах;

    • целенаправленный;

    • большой мечтатель и фантазер;

    • настойчивый, готовый к преодолению любых трудностей;

    • наблюдательный;

    • наивный;

    • неопрятный («...тетрадь с грязной обложкой», «тетради упали в воду, обложки посерели, стали грязные»);

    • стремление к самоутверждению.

    4) Женя - будущий известный актер.

    3.9.2. Альтов.

    1) Альтов - художник кино.

    2) Портрет и внешность кинорежиссера («Гримаса неудовольствия... на утомленном лице»; «ладонь с длинными сухими пальцами. Те пальцы были желтые - от курения», «смеялся громко, широко, показывая много белых зубов»; «обычный, будничный, как и все другие»).

    3) Черты характера героя: а) импровизер; б) лжец; в) черствый душой; г) пренебрежительно относится к окружающим; д) иногда нервный.

    4) Неординарность в поведении Альтова в отношении к Жене.

    3.10. Особенности названия рассказа Е. Гуцало.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Е. Гуцало «Олень Август». Идея неординарного собственного взгляда на мир, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.