Е. Гуцало «Олень Август». Идея неординарного собственного взгляда на мир

  

Цель: углубить знания учеников о жизненном и творческом пути Е. Гуцало; проанализировать его произведение «Олень Август», обращая внимание на объединение в рассказе реального и мысленного; охарактеризовать образ мальчика Жени и режиссера Альтова; развивать культуру связной речи, память, наблюдательность, внимание, умение грамотно высказывать мысли; сравнивать, обобщать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Е. Гуцало, любви к красоте родного края, природе, настоящему искусству, прививать пунктуальность, рациональность в использовании учебного времени.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Е. Гуцало, библиотечка его произведений, ученические рисунки к произведению писателя «Олень Август», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что вам известно о творчестве Е. Гуцало?

• Назовите известные вам произведения писателя. («Аист», «Песни Жаворонка», «Лось»).

• Какая тематика его произведений? С чем это связано?

• Любите ли вы природу? Какое время года вам импонирует? Собственные соображения обоснуйте.

• Как естественная среда оказывает содействие укреплению здоровья человека, поднимает его настроение?

• Почему, на ваш взгляд, проблема взаимосвязи человека и природы есть, была и будет актуальной?

• Чем каждый из вас может быть полезным для матушки природы?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Слово Е. Гуцало звенит новыми аккордами - звучными и могущественными, так как столько в нем еще неизрасходованного, нераскрытого, до времени скрытого, которое непременно должно выплеснуться и пленить его читателей образами и музыкантом.

Г. Самбук.

Е. Гуцало - настоящий мастер и волшебник, который умеет словом затронуть человеческую душу, создать из слов симфонию, и эта музыка слова поднимает нас над мелочностью и будничностью, делает чище и благороднее.

Г. Самбук.

2. Вступительное слово учителя.

Уважаемые школьники! Рассказ «Олесь Август» Е. Гуцало написал именно для вас, дорогие мои любознательные читатели. Оно взволнует и порадует вас, поможет осознать и красоту окружающей жизни, и огромную радость самого существования на нашей замечательной планете, глубже поняли утехи детства, по-новому глянуть на природу, увидеть, сколько глубокого содержания таится в обычной березе посреди укрытой цветами лесной лужайки, в озерном плесе под бездонным небом и в именно этой небесной голубизне с белыми тучками, по которой мы так часто скользим равнодушным взглядом.

3. Работа над произведением Е. Гуцало «Олень Август».

3.1. Выборочное выразительное чтение произведения и пересказ любимых эпизодов.

3.2. Тема: изображение мальчика Жени, который имел большое стремление и желание стать актером.

3.3. Идея: возвеличивание целеустремленности мальчика, который старался самоутвердиться, посвятить самого себя благородному делу - стать настоящим актером; осуждение на примере Альтова тех взрослых, которые не всегда умеют понимать ребенка, его тягу к искусству.

3.4. Основная мысль: «..этот школьник с порванным портфелем одарен тем, чем наделены настоящие мастера. Уже и сейчас видит мир иначе, чем другие..».

3.5. Жанр: рассказ.

3.6. Композиция. События в произведении происходят на протяжении одного дня - знакомство Жени с режиссером Альтовым, в результате чего мальчик ощутил душевную боль, но не потерял веры, ожидания осуществления собственной мечты - стать известным актером благородных ролей.

Экспозиция: знакомство с Женей, который, возвращаясь из школы, увидел толпу, которая принимала участие в съемке фильма.

Завязка: встреча Жени и Альтова, их разговор о возможностях мальчика сняться в кинофильме «Олень Август».

Кульминация: разочарование Жени, поскольку Альтов не выявил у него актерского таланта.

Развязка: ожидание мальчика, что он поставит такое кино, что все ахнут от удивления.

3.7. Проблематика рассказа:

• талант и бездарность;

• мечта и реальность (реальное и мысленное);

• отношения взрослых и детей.

3.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Любите ли вы смотреть кино? А случалось ли вам видеть, как происходят съемки кинофильма?

• Какое настроение было у Жени, когда он возвращался из школы? Что об этом свидетельствует?

• Как в произведении описана толпа, которая образовалась из-за съемки кино?

• Чем Женя проявил первое впечатление неудовольствия у Альтова?

• Что именно понравилось мальчику в работе съемочной группы?

• Почему Альтов решил сделать приятное мальчику и прокатить его в автобусе?

• Что предложил Альтов Жене? Это было серьезное предложение?

• Где собирался снимать новый фильм Альтов?

• Что в произведении является мысленным? (Видение мальчиком «бесконечной, зеленоверхой тайги», «примерещилось много оленей», «глаза у оленей, как у людей»...).

• Прокомментируйте мысль Альтова относительно следующего: «...этот школьник с порванным портфелем, одарен тем, чем наделены настоящие мастера»?

• В чем проявилось благородство Жени в стремлении сняться в фильме в роли мальчика Августа?

• Что раздражало Альтова в мальчике?

• В чем смысл соображений Альтова относительно неординарности каждого человека? («Возможно, этот дар пропадет напрасно, так как человек не всегда догадывается, что он - немного не такой, как другие...»).

• О чем свидетельствует разговор режиссера с женщиной?

• Почему Женя считал себя Оленем Августом?

• Что имел в виду Е. Гуцало, написав в конце произведения, что Альтов в мыслях Жени «был лишний...»?

• Что символизируют весенние олени в произведении?

• Чем поразил вас этот рассказ? Над чем принудил задуматься?

3.9. Характеристика образов произведения.

3.9.1. Женя.

1) Женя - обычный школьник (первоклассник или второклассник), его отношение к обучению («...он в душе дал себе слово, что всегда будет старательным и трудолюбивым»).

2) Портрет Жени («...невыразительные, еще не сформированные черты лица, припухший рот... »; «плохонькое пальтишко»).

3) Черты характера героя:

• добрый, искренний в собственных чувствах;

• целенаправленный;

• большой мечтатель и фантазер;

• настойчивый, готовый к преодолению любых трудностей;

• наблюдательный;

• наивный;

• неопрятный («...тетрадь с грязной обложкой», «тетради упали в воду, обложки посерели, стали грязные»);

• стремление к самоутверждению.

4) Женя - будущий известный актер.

3.9.2. Альтов.

1) Альтов - художник кино.

2) Портрет и внешность кинорежиссера («Гримаса неудовольствия... на утомленном лице»; «ладонь с длинными сухими пальцами. Те пальцы были желтые - от курения», «смеялся громко, широко, показывая много белых зубов»; «обычный, будничный, как и все другие»).

3) Черты характера героя: а) импровизер; б) лжец; в) черствый душой; г) пренебрежительно относится к окружающим; д) иногда нервный.

4) Неординарность в поведении Альтова в отношении к Жене.

3.10. Особенности названия рассказа Е. Гуцало.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: