Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству М. М. Коцюбинского > Этот сложный путь к воле. Работа над содержанием 2-5 разделов «Дорогой ценой»


     
  • Этот сложный путь к воле. Работа над содержанием 2-5 разделов «Дорогой ценой»

    Цель:         помочь ученикам усвоить содержание повести «Дорогой ценой», выяснить основную мысль произведения; совершенствовать навыки работы с текстом эпического произведения; оказывать содействие воспитанию внимания к художественному слову.

    Тип урока:     урок углубленной обработки текста.

    Методы, приемы и формы работы: выразительное чтение, беседа, составление «дневника двойных заметок», проблемное изложение.

    Оборудование: тексты повести «Дорогой ценой», учебник.

    Ход урока.

    І. Мотивационный этап.

    1.   Выяснение эмоциональной готовности к уроку.

    Обмен пожеланиями с соседом по парте.

    2.   Актуализация опыта и опорных знаний.

    —  Прочитайте пословицы. Объясните, как они связаны с произведением, которое вы дочитали дома. Вспомните другие пословицы о воле.

    Лишь бы на волю, найдем судьбу. Воля дороже жизни. На воле плача довольно.

    II. Определение цели и планирование.

    Цели и план работы имеет на парте каждый ученик. Учитель выясняет, есть ли дополнения и изменения в цели и план урока. По потребности цели и план уточняются.

    III. Обработка учебного материала.

    1.   Проверка домашней задачи.

    Разгадывание предложенных одноклассниками кроссвордов и ребусов; пересказ эпизодов от лица кого-то из персонажей.

    2.   Работа над содержанием повести.

    —  А какой эпизод поразил вас больше всего? Выясним это, заполнив «дневник двойных заметок».

     

    Ученики проводят вертикальную линию посреди чистого листа. По левую сторону они записывают содержание эпизода или имя персонажа, который поразил больше всего, по правую сторону - комментарий: какие раздумья вызвала эта часть текста, какие вопросы возникли.

    Первый ряд работает со ІІ разделом, второй - с ІІІ, третий - с V. Задачи выполняется 5-7 минут.

    Обсуждение дневниковых записей проводится таким способом. Ученик читает вслух цитату и свой комментарий. Если другие тоже выписали этот отрывок, то читают свои комментарии.

    Например:

     

    эпизод                                                           Комментарий

    Она слышит, что могущественное течение берет ее в объятие, а черная глубь тянет за ноги. Приходит смерть. Но она не дастся. Она имеет сильные руки, а до берега недалеко... Душа рвется к солнцу, а тело тянет к себе черная бездна Черная глубь реки, течение, ледяная вода... и воля к жизни. Так хочется жить! Она же такая молодая. Родительский дом, Остап, тихий пруд, Дунай, солнце, ночь...

     

    эпизод                                                           Комментарий

    Она слышит, что могущественное течение берет ее в объятия, а черная глубь тянет за ноги. Приходит смерть. Но она не дастся. Она имеет сильные руки, а до берегу недалеко... Меня поразила смелость женщины, ее свободолюбие, преданность возлюбленному. Соломия борется со смертью: женщина сильная, она столько уже преодолела, чтобы быть с любимым! Так хотелось, чтобы Соломия спаслась!

    Выясните роль пейзажей в произведении (описание поля в первом разделе, осенней ночи во втором, камышей - в третьем, реки - в пятом). Выразительно прочитайте эти описания, воссоздавая авторское настроение.

    3. Беседа.

    • Как вы объясните такую деталь: «по черной реке между белыми берегами быстро плывет лодка, тает вдали и превращается в пятнышко»? Что символизирует лодка? Есть ли в произведении другие символические образы? Какие именно? 
    • Почему писатель рассказывает о жизни Остапа - старого деда? Как называется часть, в которой рассказывается о событиях, которые произошли через определенное время после завершения действия произведения? 
    • Автор определил жанр произведения как рассказ. А как определите вы? Свою мысль обоснуйте.

    IV. Рефлексивно-Оцениваемый этап.

    • Понравилось ли работать на уроке?
    • Что больше всего заинтересовало?


    Для оценки своей работы ученики используют карточку самооценивания.

    Оцените свою работу на уроке по каждому из определенных направлений от нуля до двух баллов:

    1. Вы активно участвовали в работе на уроке.
    2. Вы вносили удачные предложения, которые учитывал класс.
    3. Вы оказали поддержку одноклассникам. 
    4. Вы предложили идею, которая понравилась другим.
    5. Вы удачно обобщали мысли других.
    6. Вы давали полные ответы на вопросы.

    V. Домашняя задача.

    Обязательное: подобрать цитаты для характеристики образов произведения (по вариантам).

    По желанию: а) изобразить схематично путь героев к воле; б) нарисовать символические образы произведения; в)установить похожесть и отличие повестей М. Коцюбинского «Дорогой ценой» и И. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Этот сложный путь к воле. Работа над содержанием 2-5 разделов «Дорогой ценой», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.