Фигура Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от Ума»

  

Фигура Молчалина дана в комедии тоже в плане политическом. Это, по словам Тынянова, одно из «превращений», которые совершились в русском обществе после Отечественной войны 1812 г.: «Героическая война 1812 г., в которой Грибоедов принимал участие, прошла, ее ближайшие задачи кончились. Ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись. Наступило «превращение». Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалив уже появился на смену героям  1812 г.

В одиннадцатой сцене мы видим гостей, съезжающихся на вечер к Фамусову. Рождается сплетня о сумасшествии Чацкого. Сцена эта дается как поле битвы, на котором четко обозначены места противников: в доме Фамусова все двери настежь, кроме той, которая ведет в спальню Софьи. В перспективе открывается ряд освещенных комнат. Суетятся слуги. Хозяев нет. В гостиной, где ждут гостей,- Чацкий. Он противопоставлен гостям самим фактом раннего приезда. Фамусовские гости даются в его восприятии.

Не случайна и последовательность приезда гостей: Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, множество других гостей. Между прочими - Загорецкий. Выходит из своей комнаты Софья. Появляются Хлёстова, Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Хозяева и близкие им люди даны  в  одном потоке  с  гостями.   Это - один  мир.

Чацкий почти в хорошем настроении: он только что еще раз убедил себя в том, что Софья не может любить Молчалина. Он старается быть общительным и демонстрирует перед нами свое искусство наживать врагов, оправдывая ту характеристику, которую дал ему Фамусов: «Отъявлен мотом, сорванцом». Он по-светски  вежлив  с  Натальей   Дмитриевной,   которую знал раньше, шутит, говорит ей комплименты. Он обрадован встречей с Платоном Михайловичем, с ним они вместе служили в полку; огорченный переменами в нем, дает ему советы вернуться в полк, поехать в деревню, - и этими советами восстанавливает против себя Наталью Дмитриевну. А вот еще одно старое знакомство: Графиня-внучка удивлена, что он вернулся холостым.

Вот мир, в котором оказался наш герой после того, как он выдержал несколько сражений с Софьей, Фамусовым, Молчалиным. Гости только еще собрались, они еще не успели причинить ему никакой неприятности, а Чацкий уже задыхается среди них. «Ну! тучу разогнал...» - говорит он Софье, оказавшись рядом с нею, когда гости разбрелись по разным углам.

Открыв в Молчалине новые низкие качества, Чацкий сообщает об этом Софье и уходит в «ту комнату», уходит, потому что нет больше сил сдерживать себя: кажется, еще минута - и он сорвется и перейдет границы приличия.  Так  родилась  сплетня  о  сумасшествии   Чацкого.

В двенадцатой сцене (действие 3, явл. 15 - 21) выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега» (Тынянов): никто не верит, и все повторяют. Сцена эта представляет собой многоголосый диалог: говорят все, сплетня переходит из уст в уста. Сплетня перебрасывается, как мяч, из рук в руки: от господ N. и В.-Загорецкому, от Загорецкого - графиням бабушке и внучке, от них - князю Тугоуховскому, от него - Хлёстовой - Софье - Молчалину - Платону Михайловичу - Наталье Дмитриевне - Графине-внучке - княгине с дочерьми - Загорецкому - Скалозубу - и, наконец, Фамусову.

Фраза «сошел с ума» варьируется в разных значениях. Софья сказала: «Он не в своем уме» - в том смысле, в каком сам Чацкий еще раньше сказал: «От сумасшествия могу я остеречься; пущусь подалее - простыть, охолодеть», т. е. в том смысле, что Чацкий сходит с ума от любви. Господин N. придал ей прямой смысл: «С ума сошел!» Софья подхватывает эту мысль и утверждает ее, чтобы отомстить Чацкому. А Загорецкий усиливает: «Он сумасшедший». Но когда называют приметы сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: сумасшедший, т. е. вольнодумец.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: