Фигурные (курьезные) стихи

  

Барочная поэзия второй половины XVII столетие стимулировалась усвоением теоретико-литературных знаний и развивалась в теснейшем контакте с преподаванием поэзии в школе. К тому времени написание стихов не было таинством. Для эпохи барокко создание стихов является обязанностью. В школах излагалась теория поэзии - поэтика. Большое внимание отводилось концептуальной насыщенности, парадоксальности стиха. Характерным признаком барочной поэзии, по мнению исследователей, является чрезвычайно гипертрофированное развитие словесно-декоративного орнамента: в художественном произведении на первое место выдвигается форма, содержанию предоставляется второстепенное значение. Цель искусства во времена «барокко» - поразить, заинтересовать читателя неожиданными стилистическими эффектами. В общем, в поэзии этих пор выразительно выявленная тенденция циклизованности стиха, объединять их в группы на основании жанрово-тематической родственности, определенной художественной формы и т.п.

Поэзия XVII столетия не менее богата экспериментами, чем современная авангардная лирика. Ярким представителем курьезного барочного стиха является Иван Величковский - автор двух сборников с интересными названиями «Часы и получасовой» и «Млеко». В основу первого сборника положена философская концепция быстротечности времени. Сборник состоит из нескольких частей. «Часы целый» содержит двадцать четыре стиха, которые определяют содержание каждого часа поры, двустишия поют славу Богородице, а рефреном звучит «Радуйся!» Вторая часть дополняет первую, часы разбиваются на дневные и ночные. Третья часть - «Пройти», т.е. минуты, построенная по принципу анафорической рифмы.

Сборник «Млеко» является своеобразным образцом хрестоматии экспериментального стиха, представляет будто бы  подборку примеров разных видов курьезного и фигурного стихосложения. Сборник состоит из предисловия и нескольких разделов. И. Величковский подает разные образцы фигурного стиха, например, «эхо», принцип которого заключается в том, что два последние слога, повторяясь, отдаются эхом в следующей строке; «рак литеральный» - палиндром, в котором буквы читаются слева направо и с права налево; «рак словесный» - ритмика сохраняется, слова читаются слева направо и наоборот; «пирамиды», «лабиринты», другие графические фигуры; акростих и т.п. Эстетичный смысл этих словесных «игрушек», как назвал свои фигурные стихи Иван Величковский, состоял в том, чтобы стимулировать интеллектуальный потенциал читателя, который помогал бы постигнуть неизвестное и непонятное и давал бы эстетичное наслаждение от «разгадывания загадок».

Фигурные стихи стоят на границе разных видов искусства. Это своеобразный химерический синтез зрительного и слухового образов, сечение словесного и графического выражения смысла. Такое кооперирование разных художественных форм является характерной тенденцией для барочной эстетики. Автор фигурных стихов должен иметь незаурядный талант владения словом, быть в постоянном художественном поиске. Иван Величковский и является именно таким художником слова, чье экспериментальное творчество через столько времени стала настоящим толчком для целой плеяды оригинальных украинских поэтов-восьмидесятников, таких как И. Иов, М. Мирошниченко, М. Сарма-Соколовский, Н. Гончар, В. Женченко, А. Мойсеенко.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: