Образцы творческих сочинений > Г. Ибсен «Кукольный Дом». Особенности драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе


     
  • Г. Ибсен «Кукольный Дом». Особенности драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе

    Цель: помочь ученикам глубже понять идейно-художественные особенности пьесы, ее драматического конфликта и развития сценического действия; развивать аналитическое мышление, навыки пересказа драматического произведения, выделение ключевых эпизодов и их комментирование; воспитывать почтительное отношение к женщине, уважение к человеческому достоинству, к семье.

    Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

    Тип урока: формирование умений и навыков.

    Ход урока

    I. Мотивация учебной деятельности

    Учитель. Немецкий философ А. Шопенгауер писал, что женщина не способна к большим чувствам и делам, что ее земное назначение - быть лишь матерью и опорой мужчине.

    А Г. Рерих считал так: «Когда в доме тяжело, тогда обращаются к женщине. Когда больше не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают границы, тогда зовут женщину».

    Кто из них больше прав, попробуем разобраться на примере драмы Г. Ибсена «Кукольный дом».

    II. Объявление темы и цели урока

    III.           Актуализация опорных знаний

    Пересказ II и III действий драмы, выделение ключевых эпизодов и их комментирование («сюжетная цепочка»). (Ожидаемые ответы)

    II             действие: после Рождества стоит убранная елка —> Нора разговаривает с няней о ее детях и о своих, которых не подпускает к себе —> фру Линне помогает Норе привести в порядок маскарадный костюм —> Нора просит оставить Крогстада на должности, муж отвечает отказом и говорит, что берет на его место фру Линне —> Ранк сознается Норе в своей любви к ней и рассказывает о критическом состоянии своего здоровья —> приходит Крогстад и угрожает Норе —> Нора никак не может помочь, тогда Крогстад опускает письма в почтовый ящик; фру Линне идет поговорить с когда-то влюбленным в нее Крогстадом, чтобы тот забрал свое письмо—> Нора задерживает мужа, будто прося помочь ей на репетиции —> Кристина возвращается ни с чем, так как Крогстад поехал за город.

    III            действие: фру Линне уговаривает Крогстада соединить их внизу —> Нора в истерике —> Кристина уговаривает Нору сознаться во всем, и отказывается —> Хельмер хочет прочитать письма и видит, что возле почтового ящика кто-то работал —> Хельмер читает письма и кричит на Нору, стыдит ее, переживает за свою репутацию —> приносят письма от Хельмера, который возвращает долговые обязательства Норы —> Хельмер предлагает помириться, все забыть —> Нора серьезно разговаривает с Хельмером и говорит о своем решении уйти от него — она не может жить с мужчиной, который считает женщину куклой и не может поступиться честью ради нее —> Нора уходит, хлопнув дверью и освободив мужа от всех обязательств относительно себя.)

    IV.           Формирование умений и навыков

    1. Эвристическая беседа

    ?             почему, на ваш взгляд, автор приводит такую деталь: «В углу, возле пианино стоит обобранная, обтрепанная, с обгорелыми свечками ель»,— когда в доме у Норы всегда хорошо, уютно? (Эта деталь настраивает на отрицательные изменения в этой семье)

    ?             О чем свидетельствуют такие детали и характеристики Хельмера: « Торвальд большой мастер устраивать все утонченно и красиво»; «Хельмер учит жену танцевать тарантеллу и мечтает о ее успехе на вечеринке у консула»? (Хельмер стремится к внешней красоте, он большой эстет, но только не в душе)

    ?             Правда ли то, что говорит Хельмер жене: «…Поверь, у меня хватит и мужества, и силы. Увидишь, я такой человек, который может все взять на себя». (Нет. Хельмер при наименьшей угрозе своей чести жестоко обижает Нору.)

    Как нора объясняет болезнь врача Ранка? (Его отец вел беспутную жизнь)

    Что задумала Нора, услышав угрозы Крогстада и мысли мужа относительно нечестности? (Захотела покончить с собой, но не хватило духа).

    Почему подруга фру Линне советовала Норе рассказать все мужу, но не помешала Крогстаду передать Хельмеру письма с обвинениями в адрес Норы? (Считала, что правда все равно когда-то откроется, и чем раньше, тем лучше)

    Действительно ли Хельмер является таким честным человеком? (Нет. Он говорит: «Придется как-то угодить ему. Дело необходимо замять любой ценой.)

    Как раскрывается Хельмер в таких словах и насколько они, на ваш взгляд, искренние: «Ты любила меня, как жена должна любить мужа. Ты не смогла только хорошенько разобраться в средствах. но, несомненно, ты думаешь, что я меньше буду любить тебя из-за того, что ты не способна действовать самостоятельно? Нет-нет, смело обопрись на меня, я буду тебе руководством. Я не был бы мужчиной, если бы именно эта женская беспомощность не делала тебя вдвое милее в моих глазах. Ты не думай больше о тех резких словах, которые вырвались у меня в минуту первого испуга, когда мне казалось, что все вокруг меня рухнет. Я простил тебя, Нора. Клянусь тебе, я простил тебя». (Хельмер относится к женщине как к низшему существу, которое нуждается в его заступничестве и руководстве. Он не благодарит за свое спасение и за ту работу, за те переживания, которые Нора скрывала восемь лет, чтобы пощадить его самолюбие, он - «прощает»!).

    2. Слово учителя

    - Серьезные, выдающиеся драматурги-новаторы в конце Х Х ст., одним из которых и был Г. Ибсен, выступали с резким возражением «хорошо сделанных пьес», где главное - закрученная интрига, легко узнаваемые, черно-белые фигуры персонажей, понятный диалог, много слез, смеха, бушующих страстей. Драматический конфликт (столкновенье) находился большей частью в плоскости человек - общество, действительность - фантазия, мечта, воображение и др.

    В драматических произведениях нового типа (в частности в произведениях Ибсена) акцент с внешнего действия переносится на внутреннее: на сцене, в обычном для театре смысле, почти «ничего не происходит»; герои почти недвижимые, просто идет разговор, мысль противостоит мысли, главным же является напряжения внутреннее, незаметное глазу зрителя; по обыкновению конфликт драмы Ибсена завязывается еще до того, как начинается собственное ее действие (так, Нора подписала фиктивный вексель до начала действия «Кукольного дома»); «Новые драмы» имеют открытый финал, т.е. после окончания пьесы истинно неизвестно, как именно решится конфликт.

    Примечание. Последний абзац ученики записывают в тетради.

    V.            Домашняя задача

    Научиться характеризовать особенности конфликта пьесы. Подготовиться к литературному диктанту по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом».

    VI.           Итог урока

    Интерактивное упражнение «микрофон»

    Закончите предложение:

    •              Финал пьесы для меня…

    •              Нора мне показалась…

    •              Меня поразило…

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Г. Ибсен «Кукольный Дом». Особенности драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.