Г. Тютюнник «Климко». Личная жизнь автора и сюжет произведения

  

Цель: обрабатывая содержание произведения, исследовать, как личная жизнь автора связана с сюжетом его повести, проанализировать идейное содержание ІІІ раздела произведения; развивать выразительное чтение произведения, воображение школьников, их логическое мышление, умение оценивать высокохудожественный текст, грамотно высказывать свои мысли, чувства, наблюдения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать доброту, чуткость, взаимопонимание, наблюдательность, старательность, человечность, интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет Г. Тютюнника, текст произведения, ученические рисунки к повести, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Обзор-Конкурс на лучший рисунок с интересным комментарием на тему «Мой любимый эпизод из произведения Г. Тютюнника «Климко».

Рисунки должны быть расположены в соответствии с сюжетом произведения.

III. Актуализация опорных знаний.

Гейм «Кому из героев произведения Г. Тютюнника «Климко» принадлежат высказывание:

1. «Может бы, ты, ко мне перешел? Куда же тебя теперь девать? Кто теперь тебя присмотрит? (Тетке Моте).

2. «О!.. А это что? Надо было написать «холодно», а у тебя “хохолодно»...» (Дяде Кириллу).

3. «Я приготовлю вам капли датского короля, мой уважаемый. Загляните как-то». (Деду Бочонку).

4. «Одна!.. О! Третья!.. А что спрятались, га? От меня спрячетесь!» (Климку).

5. «Авспирини, авспирини пейте, моя душа. Трижды на день по одной таблетке. Мне не жаль!» (Деду Бочонку).

6. «Ты же там хозяйничай... А ночью спи и не бойся... Ночью оно все так, как и днем, только и того, что темно» (Дяде Кириллу).

7. «То у меня... после большого перерыва руки очень померзли, вот оно и хохокнуло» (Климку).

8. «Ай, добрая же... В-в-В, такой не всякая повариха сварит. Возьми же там в сундучке гостинец». (Дяде Кириллу).

9. «А хочешь, их сейчас не будет, хочешь?.. Всех выгоню пастись в степь! Хочешь? (Зульфату).

10. «У нас есть угли. ...Больше ничего у нас нет» (Деду Горееву).

11. «Спасибо. ...Я рад за вас, мои мальчики, я просто счастливая...» (Натальи Николаевне).

12. «Хочешь, я тебе итальянский кинжал на дорогу дам? Хочешь? ...Выменял на четверо яиц. Они за пищу и карабины променяли бы! Я знаю». (Зульфату).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Беседа с вопросами.

• Дайте определение понятию сюжет. (Сюжет - организованная в жизненно правдоподобную картину система событий при участии определенных персонажей).

• Можно ли считать повесть Г. Тютюнника «Климко» автобиографической? Ответ обоснуйте.

• Почему главными героями произведения Григор Михайлович выбрал детей? Как он относится к своим героям?

 • Как сам писатель, на ваш взгляд, воспринимает те события, которые происходят в его произведении?

• С чем связано то, что детство Г. Тютюнника, как и у его героев произведения, было сложным, несчастливым.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

1. Личная жизнь автора и сюжет произведения.

1.1. Рассказ учителя.

Повесть «Климко» Г. Тютюнник считал наиболее дорогой для себя. Он воплотил в этом произведении свой идеал человека. В маленькой сиротской душе Климко носил столько доброты, милосердия и сочувствия к обездоленным и страждущим, что не побоялся в одиннадцать лет отправиться в далекую дорогу за солью, чтобы помочь близкому человеку - своей учительнице - не умереть от голода. Сколько натерпелся и намучился за свою двухнедельную дорогу маленький рыцарь, сколько раз рисковал быть убитым, замерзнуть где-то на поле под копной - ведь шла война и заходить в села было опасно. Но мальчик шел: его вело дорогой скитаний милосердие.

«Климко» построен на автобиографическом материале. С полным правом можно назвать это произведение историко-психологической хроникой определенного периода нашей жизни - лет фашистской оккупации украинского народа.

1.2. Беседа и обсуждение вопросов.

• Каким было детство писателя? Можно ли его считать счастливым? Ответ мотивируйте.

• О чем свидетельствует автобиографичность произведения Г. Тютюнника «Климко»?

• Что хотел отобразить в своем произведении Г. Тютюнник?

• Как, на ваш взгляд, Климко - это реальный или выдуманный герой? Мотивируйте свои соображения, приводя убедительные примеры из повести.

• Почему автобиографичность произведения «Климко» не означает абсолютное воспроизведение хроники жизни Г. Тютюнника? Приведите об этом факты из повести.

• Докажите, что в основе произведения «Климко» - впечатление маленького Григора от того памятного своего похода в детстве тяжелыми дорогами войны.

• Одинаковые ли черты характера, поведение самого автора повести «Климко» и его героя? В чем это проявилось?

• С какой целью Г. Тютюнник написал повесть «Климко»?

 2. Обработка ІІІ раздела повести.

2.1. Выразительное чтение, пересказ учениками наиболее впечатляющих эпизодов из раздела повести с соответствующей аргументацией.

2.2. Тема: изображение дружеских отношений Климка и Зульфата, их стремление помочь учительнице Натальи Николаевне.

2.3. Идея: возвеличивание крепкой дружбы, взаимопомощи, порядочности, доброты, вежливости, желание делать добро.

2.4. Основная мысль: умение преодолевать трудности, предоставить бескорыстную помощь в затруднительное время - это свидетельствует об искренности, взаимопонимании, душевной красоте в человеческих отношениях.

2.5. Композиция. Экспозиция: жизнь Климка в комнате шахтной сортировщицы.

Завязка: встреча Климка и Зульфата.

Кульминация: помощь ребят учительнице с ее грудным ребенком.

Развязка: Климко отправляется в дорогу в большой город за солью.

2.6. Сюжет.

На пути в Славянск Климко увидел черную копичку, но ошибся, то был старый курень на баштане, где он и переночевал.

После того как сгорела станция от бомбардировки, Климко поселяется в весовой комнате шахтной сортировщицы.

Встреча Климка и Зульфата. Зульфат помогает другу облагородить его жизнь.

На выселке, после прихода итальянцев, голод.

Ценнейшее продовольствие - соль. Климко отправляется в путешествие в Славянск, чтобы получить соль и помочь учительнице с грудным ребенком, которые поселяются у него.

2.7. Беседа с вопросами:

• Чем поужинал Климко возле шалаша, где он решил переночевать?

• Почему Климко вынужден был изменить место проживания и поселиться в небольшой комнате на шахтной сортировщице? («В тот душный от пламени и дыма августовский день, когда сгорела станция, Климко нашел себе приют в небольшой комнате...»). Опишите помещение нового жилья мальчика. («Толстые каменные стены весовой и внешне, и внутри были густо покрыты черной копотью: внешне от угольной пыли и пошиба, который лежал тут-таки..; изнутри - от дыма из круглой чугунной печки - «буржуйки», что выходила ржавой трубой во двор через жестяную шибку в окне...»).

• Кто такой Зульфат Гареев? («...Давний товарищ Климка») Чем объяснить его дружеское отношение к Климку?

• Каким образом Зульфат очистил жилье Климка от крыс? («Он быстро понаходил все крысиные ходы и выходы, «выгреб из «буржуйки» в ведерке угольный жар и принялся затыкивать его палкой в каждую нору, вытирая слезы от горячего едкого дыма»).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: