• Г. Тютюнник «Климко». Военное детство

    Цель: продолжить обрабатывать идейное содержание произведения Г. Тютюнника «Климко», сосредоточивая внимание на ІІ разделе повести; исследовать, как в произведении отображено военное детство; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память, умение грамотно высказывать собственную мысль; навыки анализа эпического произведения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать важные гуманные качества человека — чуткость, доброту, заботу о ближнем, способность сопереживать.

    Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

    Оборудование: портрет Г. Тютюнника, текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Разгадывание кроссворда «Страницами жизненного и творческого пути Г. Тютюнника».

    По вертикали: 1. Название села, где родился Г. Тютюнник. (Шиловка) 2. Профессия отца писателя. (Плотник) 3. После заключения отца Г. Тютюнник живет у его брата на... (Донетчине). 4. Тетка, которая предложила у нее жить Климку после того, как он остался одиноким. (Мотя) 5. Город, в котором писатель учился в ремесленном училище. (Харьков). 6. Имя брата писателя. (Григорий) 7. Место, где жили Климко и дядя Кирилл. (Барак).

    По горизонтали: 6. Как называли Славку? (Гармонистом) 8. Название повести автобиографической трилогии. («Климко»).

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    IV. Основное содержание урока.

    • Вот счастье - написать такую книжку,
    • чтобы читатель умышленно растягивал чтение ее дольше,
    • щупал недочитанные страницы и думал радушно:
    • еще есть, еще и на завтра останется.
    • Г. Тютюнник.
    • Его герои поражают гражданским мужеством,
    • высоким талантом, красотой слова и милосердием души,
    • у которой не было «зерна неправды за собой».
    • Г. Ветренко.

    1. Военное детство в повести.

    1.1. Рассказ учителя.

    Читая произведение Г. Тютюнника «Климко», каждый из вас, я надеюсь, задумался над тем, как сложно жилось детям во время событий Второй мировой войны.

    Много детей осталось без родителей, без жилья. Поэтому дети вынуждены были искать себе место проживания, пищу, одежду.

    Война принесла как украинцам, так и другим порабощенным Германией народам - болезни, издевательства, голод, смерть.

    Сколько детей было вывезено в Германию! Дети работали за станками рядом со взрослыми, не зная сна и отдыха.

    Именно Климко - это мальчик, который жил в то страшное для страны время.

    1.2. Беседа с вопросами.

    • Каким, на ваш взгляд, было детство Климка? Свою мысль мотивируйте.

    • Из-за чего он остался одиноким?

    • В каких условиях жили такие дети, как Климко, во время войны?

     • Что заставило мальчика отправиться в путешествие? Было ли оно опасным? Почему?

    • Сочувствует ли писатель своему герою? О чем это свидетельствует?

    • Почему Климко не терял уверенности, целеустремленности, жажды к жизни, учитывая сложность и опасность того времени.

    • Рассказывали ли вам дедушка, бабушка, родители о страшных временах военного тяжелого времени? Что именно?

    • Назовите известные вам произведения художественной литературы о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Какое из произведений вас больше всего взволновало? Почему?

    • Как украинцы чтят память тех, кто погиб на войне ради мирной жизни на земле?

    2. Обработка содержания ІІ раздела повести.

    2.1. Пересказ наиболее впечатляющего эпизода из раздела повести с соответствующей аргументацией.

    2.2. Тема: изображение нелегкого пути Климка в большой город.

    2.3. Идея: прославление силы воли, мужества, упорства, уверенности, трудолюбия (на примере путешествия Климка).

    2.4. Основная мысль: только сильный духом человек может преодолеть любые трудности, препятствия.

    2.5. Композиция.

    Экспозиция: знакомство с дедом Бочонком.

    Завязка: червивые сухари, поиски пищи.

    Кульминация: болезнь ног Климка, самолечение.

    Развязка: мальчик увидел большой город в долине.

    2.6. Сюжет.

    Климко после смерти дяди Кирилла не остался жить у тетки Моти и отправился в большой город. Дед Бочонок, он же аптекарь, любил ходить по базару и рекомендовать торговцам лекарство. Он дал Климку белые сухари, которые потом оказались червивыми. Мальчик, чтобы не голодать, вынужден был искать пищу. Ему повезло: накопал пятьдесят семь картофелин. Тяжелым испытанием для Климка была болезнь ног, которые он своими силами вылечил. Во время передышки путешествующий полюбовался воробьями-озорниками, красотой осенней природы. В скором времени можно было увидеть большой город в долине.

    2.7. Беседа с вопросами.

    • Кем был дед Бочонок? («...Станционный аптекарь и товарищ дяди Кирилла... Целыми днями, даже в воскресенье, просиживал в аптеке возле базара и развешивал на весах какое-то лекарство или стоял за прилавком, оперевшись об него большим животом. Он знал всех, и его тоже знали все»). Как к нему относились люди? («Ему тут-таки просто

    жаловались на всяческие немощи, и он... назначал лекарство...»).

    • Чем дед помог Климку? («Сухарей дал... в дорогу...») Как это характеризует Бочонка?

    • Почему Климко любил ходить хвостиком» по базару за дедом Бочонком? (Чтобы «...послушать те его таинственные слова - «куальцексс», «хина», «авспирини...». Больше всего ему нравилось в них «а»: круглое, глубокое, оно, будто эхо из колодца, перекатывалось в горле аптекаря - тоже как бочонки...).

    • Из-за чего Климко почти не воспользовался помощью Бочонка во время путешествия? («Первый сухарь Климко разломил... и увидел, что внутри аж кишат мелкие белые черви. Скривившись от отвращения, Климко пооткидывал их соломиной, еще раз разломил сухарь и еще раз повыкидывал... Есть пришлось уже крошки...»).

    • Каким образом мальчик продолжил путешествие, хотя у него и болели ноги? («Он испугался, стал растирать икры, бедра, бил по ним кулаками и кричал: «Ну-ка идите! Ну-ка идите мне сейчас же!»).

    • Как Климко получил картофелины? («Климко работал так упорно, что матроска прилипла ему к спине. ...При самой границе нашел несколько не выкопанных, притоптанных детскими ногами кустов («Вон кто картофель пек!») и, разрывая их палкой, приказывал: - А что, спрятались, га? От меня спрячетесь!»).

    • Применяя текст произведения, опишите красоту осенней поры? («А вверху над ручьем дремала желто-зеленая тишина осени и будто во сне роняла листву. Было так мягко и уютно в этом небольшом овраге над певучей между камней водой»).

    • Чем новый городок напоминал Климку то, где он жил с дядей Кириллом? («... Нарядные, устланные мостовой улицы, белые домики в небольших садах, дальше - грибок водокачки, клубчатые дымы выше нее и тоненько и коротко свистнул паровоз - «кукушка...»).

    • Какое удовлетворение получил герой во время передышки под яблоней? («Воробьи, гоняясь друг за другом, тучами в ветвях и обивали крылышками листву. Яблоки тоже покачивались от того воробьиного дебоша вместе с тоненькой веточкой, на которой росли... Воробьи аж кишели в яблоневых ветках, а яблоки качались и не падали, будто их привязали нитью»).

    V. Закрепление обработанного материала.

    1. Проведение тестового опрашивания.

    1. Каких существ видел мальчик во время путешествия?

    а) земляных жаб; б) ящериц; в) множество мотыльков.

    2. Дед Бочонок, товарищ дяди Кирилла, дал Климку в дорогу:

    а) картофель и лук; б) шесть больших сухарей из белого хлеба; в) кусок сала и чеснок.

    3. Деда называли Бочонком, из-за его:

    а) внешности; б) постоянного желания много поесть; в) манеры произносить слова и бубнить.

    4. Какая беда произошла с Климко во время путешествия? а) заболели ноги; б) потерял деньги; в) порвалась обувь.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Г. Тютюнник «Климко». Военное детство, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.