Герои новелл Стефаника

  

Творчество Василия Стефаника - оригинальное явление мирового уровня. По словам Франко, Стефаник - «может, наибольший артист, который появился у нас от времен Шевченко». Друг и земляк Василия Стефаника Марк Черемуха, называя его «поэтом мужицкого отчаяния», точно определил основной тематический интерес В. Стефаника - украинское, а точнее, галичское крестьянство. Глубинный реализм и психологическая углубленность, исключительная честность и художественное совершенство - такие основные черты творческого задела этого прозаика. Сознавая потребность в писательском слове, достойному тех, что «кровь красную льют в черную землю», полагаясь прежде всего на жизненную правду и силу факта, писатель целиком входил в чужую жизнь, растравляя свое сердце чужой болью. Возможно, в этом секрет немногочисленности новелл писателя, лаконизма и точности его слова.

Беда и отчаяние галичского села на изломе столетий «коротко, сильно и страшно» отображенная писателем в новелле «Каменный крест». В ней трагедия безземельного крестьянина представлена на таком драматическом срезе, как ожидание родного гнезда и эмиграция в поисках хлеба и работы к далекой Канаде. Изображая историю жизни сельского бедняка Ивана Дидуха, который, как итог всех своих сверхчеловеческих усилий, имел лишь каминного креста на песчаном гробу, прозаик размышляет над теми моральными факторами, которые создают духовную сущность человека, и прежде всего - над проблемой моральной связи с родной землей. И лишь бы увековечить эту связь, Иван ставит по себе и по своей жизни каминный крест. Канада для него равнозначная смерти. Избегая подробных описаний, писатель добирает такие детали, с помощью которых проникает к глубочайшим глубинам человеческой души. Пьяный танец как признак сумасшествия, песня об осенней листве как психологический прием для усиления трагизма ситуации, каминный крест как символ титанической работы и погребение человека заживо - это те художественные средства, которые не только углубляют драматизм общего рассказа, а и несут информацию, привнесенную читателем. Своеобразную «мелодию смерти» создает В. Стефаник и в новеллах «Похороны», «Озимь», материализуя ощущение человека, который проживает последний час. Человек живой до тех пор, считает автор, пока не угаснет в ней сознание того, что она человек. Вот старая баба, «синяя, как пуп» в непаленом доме, в полнейшем одиночестве ждет святого вечера на печи, посреди груды отрепья («Святой вечер»).

Вот несчастный Данил несмело заглядывает к господским ворота, виднеясь о том, чтобы продать господину свою силу, самого себя, так как « очень досадный», а четверо детей требуют, есть («Мать»). Отец не рад новому ребенку, так как «то не люди, а то нищие плодятся», а несчастна мать, умирая, поет детям предсмертную песню: «в слабом голосе выливалась ее душа и потихоньку спадала между детьми и целовала их по головам» («Кленовые листочки»). Отец, везя безнадежно больную дочурку к врачу, ставит в укор ей болезнь, так как «лучше уже отвести на могилу» («Катруся»)...

Такой мир героев Стефаника. Нечеловеческие условия существования толкают иногда его героев к страшным поступкам, как, например, Григория Летающего («Новость»), который, не в возможности смотреть на страдание голодных и холодных своих детей, решил их утопить. Искалеченные жизни, затурканные бедой и безысходностью, герои Стефаника имеют внутреннюю мораль. Даже когда тело стынет от голода, в души тлеет искра надежды, которая сдерживает от потери человеческого подобия. Утопив одну дочурку, Григорий Летающий дает другой палку, чтобы боронилась от собак, советует, жить дальше. «Дрожала на печи... и головой в стену била».

Свет от малого человека у Стефаника такой мощный, что его невозможно не заметить. Вопреки всему писатель не теряет оптимизма. И оптимистичное звучание исполняет его творчество особым содержанием, предопределяя вечную современность его слова.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: