Школьные сочинения по украинской литературе > Сочинения по творчеству И. К. Карпенко-Карого > Герои Мольера, Н. Кулиша и И. Карпенко-Карого – носители одной страсти


     
  • Герои Мольера, Н. Кулиша и И. Карпенко-Карого – носители одной страсти

    Цель:  формировать навыки работы над характеристикой литературных персонажей; развивать навыки выбирать из текста главное, аргументируя свою мысль примерами и цитатами, обращать внимание на художественные детали; развивать связную речь и аналитическое мышление; оказывать содействие развитию творческих способностей учеников.

    Тип урока:     урок компаративного анализа.

    Оборудование: портреты драматургов (Ж.-Б. Мольера, Кулиша, И. Карпенко-Карого); выставка литературы.

    • Мы наносим тяжелый удар порокам, выставляя их на общее посмешище.
    • Ж.-Б. Мольер.

    Ход урока.

    І. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.

    Слово учителя.

    Мольер всегда был популярным в Украине. Украинские корифеи театра на рубеже XIX-ХХ ст. обращались к сюжетам его произведений. Например, Карпенко-Карый смеется над желанием мироедов получить дворянский титул.

    Сюжетные линии комедий похожи. Подобно тому, как Журден Мольера распоряжается судьбой своей дочери Люсиль, Боруля отдает Марисю за якобы шляхтича Нациевского и отсылает своего сына Степана на службу в земский суд. Жены главных персонажей (госпожа Журден и Палажка) и дети (Люсиль, Марися) опираются своим мужьям и родителям. Слуга Ковьель и Омелько наделены чувствам юмора.

    Мартин Боруля, задумав стать дворянином, не хочет быть похожим на «мужиков». Мечтает завести собак, ездить на охоту, играть в карты - делать все, как делают дворяне.

    Наша задача: анализируя произведения, найти общее и отличное в литературном методе трех авторов, в композиции пьес и расстановке действующих лиц; увидеть сходство некоторых ситуаций, характеров; отметить текстуальное соотношение, познакомиться с историей их создания.

    II.        Объявление темы и ожидаемых результатов урока.

    Сегодня мы сравним три пьесы, написанные в разное время, но такие, что имеют много общего. Прежде всего - замысел. Во-вторых - задачи, которые ставил перед собой автор; в-третьих, оценка, которую современники дали пьесам. Вместе с тем мы сравним жизненные позиции главных героев. (Потом учитель привлекает учеников к общему определению ожидаемых результатов урока).

    III.       Презентация произведений.

    Каждая группа начинает с «визитки» произведения.

    Визитка 1.

    Пьеса Ж.-Б. Мольера «Мешанин-Шляхтич».

    Мольер является одним из виднейших творцов комедийного жанра в мировой литературе. Драматург, избрав ведущей темой попытку буржуа Журдена попасть в высший свет, категорически осуждает главного героя за его стремление приспособиться к законам и нормам дворянства, перейти в лагерь аристократии. В этой пьесе драматург прпоявил себя выдающимся мастером комедийной интриги, которому удалось создать веселый, живописный спектакль. Вместе с тем в комедии «Мещанин-Шляхтич» нет недостатка и элементов сугубо балетного действа. Однако это не просто танцевальные номера, а органическая часть комедийного действия - довольно условного и театрального.

    Визитка 2.

    Пьеса И. Карпенко-Карого «Мартын Боруля» В начале 80-х годов XIX ст. указано начало развития украинского профессионального театра. И это не случайно: над пьесами в те времена работали самые деятели театра: М. Кропивницкий, М. Старицкий, И. Карпенко-Карый. Ивана Карпенко-Карого по праву считают корифеем украинского театра, величайшим украинским драматургом-классиком, воспитанным на лучших образцах отечественной и мировой литературы. Карпенко-Карый создал новый тип социальной пьесы, развил традиции европейской и мировой драматургии - «без счастливого конца» и сугубо положительного героя («Савва Чалый», «Хозяин», «Мартын Боруля»). Карпенко-Карый высмеивает желание буржуазии получить дворянский титул.

    Визитка 3.

    Кулиш «Мина Мазайло».

    Разочарование Кулиша в «голубой мечте» усиливалось нарастающей остротой национальной проблемы. На изломе 20-30 гг. XX ст. уже стало понятно, что политику украинизации свертывают. Мещанство радовалось этому, становилось воинственно-самодовольным. В 1929 г. Кулиш пишет комедию «Мина Мазайло», темой которой, по его же словам, является именно «мещанство и украинизация». Эту комедию в свое время кто-то из критиков назвал «филологическим водевилем» - имелось в виду, что споры ее персонажей точатся преимущественно вокруг украинского языка. Украинизация, начатая в 1923 г., осветила щепетильность вопроса о том, насколько украинское общество готово быть Украиной.

    •   О каких исторических временах рассказывается в произведениях?

    Историческая справка.

    (Представитель каждой группы дает характеристику эпохи, которая отразилась в том или ином произведении).

    Историческая эпоха Карпенко-Карого.

    Эпоха, в которой жил и создавал Карпенко-Карый, характеризовалась значительным развитием капитализма и быстрым обогащением буржуазии, часть которой начала пытаться попасть в дворянство. Особенно выразительной эта тенденция была среди тех групп крестьянства, которые старались любой ценой находиться над общественно-экономическими отношениями.

    Историческая эпоха Мольера.

    Во времена драматурга господствующим классом было дворянство. Хотя буржуазия вступала в силу, она все же была еще слабее дворянства, когда речь шла об общем культурном развитии, хороших манерах, галантности. Кроме того, ей были присущи чванство, скупость, эгоизм, зависть. Все эти отрицательные черты стали объектом критики и высмеивания буржуазии в сатирической комедии.

    Историческая эпоха Кулиша.

    А сейчас мы должны вспомнить историю украинского народа и один из ее периодов - украинизацию, которую проводила партия и правительство в 20-х гг. XX ст.

    Апрель 1926 г. Отчет Украины на сессии Центрального Исполнительного Комитета СССР.

    От украинского правительства выступил В. Чубар, который старался объяснить языковую политику украинского правительства, напряженную ситуацию в Украине, вызванную украинизацией.

    «Я заявляю со всей ответственностью, что у нас русский язык так же общепринят, как и украинский, но надо добиться того, чтобы, когда в учреждение приходит крестьянин, знающий родной язык, ему ответили на том языке, который он понимает... В области украинизации еще вообще сделано мало: учебные заведения не украинизированы, и мы не готовим еще врачей и агрономов, знающих украинский язык».

    Впрочем, было много руководителей, которые считали, что в Союзе должна быть единая школа - русская.

    Учитель. Можно сделать вывод, что произведения репрезентуют разные эпохи. Мы обобщаем литературные факты, которые не имеют непосредственной связи между собой, что, впрочем, не означает и, кроме того, не допускает отсутствия объективных основ того или иного сравнения.

    У нас с вами есть еще один вопрос, на который надо дать ответ: замысел пьесы и оценка современников. Мольер ориентировался на конкретные исторические реалии. Его пьесу «Мещанин-Шляхтич» называют зеркалом пороков дворянства и буржуазии.

    Кулиш сам охарактеризовал замысел пьесы «Мина Мазайло» так: «Мещанство и украинизация». Подобной является и история написания. На диспуте 1929 г. Кулиш сказал: «Сначала я думал дать легкую массовую пьесу, которая должна была помочь партии в проведении культурно-национального строительства. Теперь, однако, я очень рад, что театрам пришлось проделать большую работу, чтобы овладеть пьесой, которая вышла значительнее, чем я думал». Послушайте отрывок с воспоминаний жены Кулиша. Эти воспоминания дают возможность понять жизненную основу произведения. «Николай постоянно работал над языком, хотя знал его совершенно.

    Работая над пьесой, зашел как-то в ЗАГС и там прочитал список измененных фамилий. Это его рассмешило так, что он вставил этот эпизод в комедию. Перед первым спектаклем к нему подошел мужчина, назвался Алмазовым и начал просить изменить фамилию в нужном эпизоде. Конечно, Кулиш отказался...» («Воспоминания А. Кулиш»).

    Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Герои Мольера, Н. Кулиша и И. Карпенко-Карого – носители одной страсти, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.