Герои Мольера, Н. Кулиша и И. Карпенко-Карого – носители одной страсти

  

Что же касается истории написания комедии Мольера «Мещанин-Шляхтич» - поводом стало несогласие между королем Людовиком XIV и турецким послом. Осенью 1669 г. в Париж прибыло турецкое посольство. Горделивое поведение посла Солимана-Аги не понравилась королю. Вещь в том, что турецкий посол обидел самолюбие Людовика XIV, недостаточно восторженно откликнувшись о блистательности Версаля. Кроме того, он осмелился сравнивать ценности на короле Франции с нарядом коня его повелителя. Разгневанный король велел держать посла под домашним арестом, а со временем выслал его из страны. Придумал он и публичную месть, наряженную в форму сатирической комедии. Он поручает Мольеру пародию на громкие турецкие церемонии.

Оценки пьес.

Николай Кулиш.

Оценки пьесы «Мина Мазайло» были диаметрально противоположными: «Будет ли иметь успех эта пьеса? Ее сценическая и культурная ценность очень мала. Она не является шагом вперед». (Критик Ширачанский К. «Мина Мазайло».- «Пролетарская правда».- 1929.- № 94.- 24 апреля).

«Это было настоящее художественное наслаждение... Нам просто не хватает слов, чтобы описать высокое художественное совершенство актерских средств и всего спектакля... Постановление «Мина Мазайло» у франковцев - произведение здравого смысла, проявление глубокого мастерства и удачное соединение всех элементов большой театральной культуры» (критик В. Маньковский).

А как была оценена пьеса Ж.-Б. Мольера « Мещанин-Шляхтич»?

В 1670 г. в замке Шамбор состоялась первая постановка комедии. После спектакля король не сказал Мольеру ни слова. Придворные восприняли это молчание как признак неудовольствия. Второй спектакль состоялся через пять дней. Эти пять дней Мольер провел в своей комнате, стараясь понять, в чем причина неудачи. После второго спектакля Людовик XIV в конце концов сказал: «Мольер, из всего созданного вами ничто не дало мне такого удовлетворения, и комедия ваша - замечательная».

В ходе работы ученикам предлагается составить таблицу (задачи могут быть индивидуальными).

IV. Интерактивная часть урока.

Проводится с применением метода «Аквариум».

Организация работы:

1. Учитель объединяет учеников в 3 группы и предлагает им ознакомиться с задачей.

2.         Одна группа (а потом и другие) садятся в центр класса, делятся информацией.

3.         Докладывают ее или ставят вопросы другим группам.

4.         По окончании отведенного времени группа возвращается на свои места, а учитель подводит итоги, предоставляет слово в «аквариуме» следующей группе.

Порядок проведения интерактивной части

1.         Учитель: предоставление информации.

•          Как вы думаете, кто лучше всего сможет рассказать нам об этих пьесах? Ну конечно, только автор. Поэтому у меня есть предложение вернуться во времена Мольера, И. Карпенко-Карого и Н. Кулиша. Возьмем у писателей интервью, проанализируем их

произведения.

2.         Первая группа садится в «аквариум».

Задача: знакомство с биографией Мольера. Разыгрывание ситуации: «Интервью с Мольером» (дети в «аквариуме» - журналисты, ученики класса - воссоздают «ответы» Мольера).

Диалог учеников с Мольером.

•          Когда Вы пришли в восхищение театром? (Еще в детстве, когда мы вместе с дедушкой по матери посещали театры. А закончив колледж и получив диплом юриста, я основал в Париже «Блестящий театр», который, правда, вскоре закрылся).

•          Вместе с «Блестящим театром» Вы много путешествовали. Что можете рассказать о том времени? (Да, в самом деле. Вместе с труппой странствующих комедиантов на протяжении 1646-1658 гг. я путешествовал городами Франции. Литературоведы позднее отметили: «Так родился наилучший комедиограф страны»).

•          Какое время Вашей жизни было самым продуктивным? (Конец 60-х г. XVII ст. В это время я написал пьесы «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин-Шляхтич». Непосредственно связанные с современностью, эти произведения поднимали важные общественные, моральные и философские проблемы столетия).

•          Очень интересно, в каких отношениях Вы были с королем Людовиком XIV? (Король Людовик XIV был крестным отец моей дочери. Он протежировал мои пьесы).

3)         Вторая группа презентует писателя.

Задача: рассказать о Н. Кулише как о нашем земляке.

1.         Место рождения.

2.         Странствования степями Херсонщины вместе с Кохановским.

3.         Жизнь на казацкой вольнице (Олешшя).

4.         Издание собственного журнала.

4)         Третья группа презентует писателя.

Задача: взять интервью у И. Карпенко-Карого. Ориентировочные вопросы:

•          Назовите, пожалуйста, свое настоящее имя?

•          Расскажите о Вашем происхождении.

•          Где Вы получали образование, какие имели вкусы в юности?

•          Как начиналась Ваша театральная карьера?

•          Когда пришел к Вам успех как к актеру, режиссеру, драматургу?

V. Поисковая работа в микрогруппах.

Класс и в дальнейшем работает в группах, каждая из которых получает карточку для работы. Опираясь на дополнительную литературу и тексты, дать ответы на вопросы карточки.

Карточка 1. Жан-батист Мольер «Мещанин-Шляхтич».

1.         Какая задачу ставил Мольер, создавая свою пьесу? (Мольер выступает как против неравенства, так и против упрямого старания некоторых буржуа перейти в высший класс).

2.         Назовите тему и идею произведения. (Зацикленность господина Журдена на благородстве; критика аристократии и изобличение ползания буржуазии перед господствующим классом).

3.         Что положено в основу конфликта пьесы «Мещанин-Шляхтич»? (Несоответствие между действительностью и ее восприятием главным героем, который смотрит на реальность с позиции собственного «высокого» стремления сравниться и породниться с аристократами, но лишенной здравого смысла. Мания «высочества» овладевает Журденом целиком и делает его смешным и наивным. Она приводит к комическим действиям, ситуациям, в которые попадает герой).

4.         Сравните сюжетную линию пьес «Мешанин-Шляхтич», «Мартын Боруля» и «Мина Мазайло». (Сюжетная линия разворачивается в зависимости от действий и поступков главных героев. Журден охваченный манией дворянства, он распоряжается судьбой дочери Люсиль. Жена Журдена (госпожа Журден) и Люсиль противятся мужу и отцу. Особую роль сыграет слуга Ковьель, который помогает молодым героям в их борьбе за личное счастье. Главный герой терпит поражение – из-за интриг).

Карточка 2. Иван Карпенко-Карый «Мартын Боруля».

1.         Какую задачу ставил И. Карпенко-Карый, создавая пьесу «Мартын Боруля»? (Карпенко-Карый высмеивает желание буржуазии получить дворянский титул).

2.         Охарактеризуйте сюжетную линию «Мартына Борули». (Боруля делает все для того, чтобы выйти на «дворянскую линию», отдает свою дочь Марисю за якобы шляхтича Нациевского и отсылает своего сына Степана на службу в земский суд. Жена (Палажка) и дочь оказывают сопротивление своему мужу и отцу. Незаурядную роль сыграет слуга Омелько, который помогает молодым героям в их борьбе за личное счастье. Мартын Боруля терпит поражение благодаря счастливому стечению обстоятельств).

3.         В чем заключается, по мнению Борули, преимущество аристократов? (Задумав стать дворянином, Мартын мечтает больше не быть похожим на «мужиков». Он всю семью приучает к «дворянской линии». Детям своим Мартын запретил называть родителей «по-мужичьи»: «мама», «отец», а непременно так, как это у господ говорят: «папинька», «маминька», наймитам же велел величать себя «господином»).

Карточка 3. Николай Кулиш «Мина Мазайло».

1.         Что вы можете сказать о сюжете пьесы? (Он основывается на анекдотической истории: служащий треста «Донуголь» Мина Мазайло, который живет на Н-ской улице Холодной горы в Харькове, решает изменить фамилию с Мазайло на Мазенина и берется за изучение правильного литературного русского произношения, чтобы, в конце концов, стать уважаемым человеком).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: