Главная тема поэмы Пушкина «Скупой рыцарь»

  

Тема «Скупого рыцаря» - страшная власть денег, того «злата», копить которое еще в 1824 году в пушкинском «Разговоре книгопродавца с поэтом» призывал людей «железного века», «века-торгаша» трезвый буржуа-купец. В монологе барона Филиппа, этого рыцаря-ростовщика, перед своими сундуками Пушкин рисует глубоко бесчеловечный характер «непосредственного возникновения капитала» - первоначального накопления груд «злата», сравниваемых скупым рыцарем с «гордым холмом» некоего древнего царя, который велел своим воинам «снести земли по горсти в кучу»:

  • (Смотрит на свое золото.)
  • Кажется не много,
  • А скольких человеческих забот,
  • Обманов, слез, молений и проклятий
  • Оно тяжеловесный представитель!
  • Тут есть дублон старинный... вот он.
  • Нынче Вдова мне отдала его, но прежде
  • С тремя детьми полдня перед окном
  • Она стояла на коленях воя.
  • Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
  • Притворщица не трогалась;
  • я мог бы Ее прогнать, но что-то мне шептало,
  • Что мужнин долг она мне принесла,
  • И не захочет завтра быть в тюрьме.
  • А этот? этот мне принес Тибо
  • Где было взять ему ленивцу, плуту?
  • Украл, конечно; или, может быть,
  • Там на большой дороге, ночью, в роще.
  • Да! если бы все слезы, кровь и пот,
  • Пролитые за все, что здесь хранится,
  • Из недр земных все выступили вдруг,
  • То был бы вновь потоп - я захлебнулся б
  • В моих подвалах верных.

Слезы, кровь и пот - вот тс основы, на которых строится мир «злата», мир «века-торгаша». И недаром барон Филипп, в котором «злато» подавило и изуродовало его' человеческую природу, простые и естественные движения сердца - жалость, сочувствие к страданиям других людей,- сравнивает ощущение, которое охватывает его, когда он отпирает свой сундук, с садистическими ощущениями извращенного убийцы:

  • ...сердце мне теснит
  • Какое-то неведомое чувство...
  • Нас уверяют медики: есть люди,
  • В убийстве находящие приятность.
  • Когда я ключ в замок влагаю, то же
  • Я чувствую, что чувствовать должны
  • Они, вонзая в жертву нож: приятно
  • И страшно вместе.

Создавая образ своего «скупого рыцаря», давая яркую картину его переживаний, показывает Пушкин и основные черты, особенности денег - капитала, все то, что несет он с собой людям, вносит в человеческие отношения. Деньги, злато для барона Филиппа - это, говоря словами Белинского, предмет сверхобладания, источник высшей власти и могущества:

  • Что не подвластно мне? как некий Демон
  • Отселе править миром я могу;
  • Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;
  • В великолепные мои сады
  • Сбегутся Нимфы резвою толпою;
  • И музы дань свою мне принесут,
  • И вольный гений мне поработится,
  • И добродетель и бессонный труд
  • Смиренно будут ждать моей награды.

Здесь своеобразная фигура пушкинского рыцаря-ростовщика приобретает гигантские размеры и очертания, вырастает в зловещий, демонический прообраз грядущего капитализма с его беспредельной алчностью и ненасытными вожделениями, с его безумными мечтами о мировом господстве.  Ярким примером срывания такой сверхвласти денег, является тот же «скупой рыцарь». Совершенно одинокий, уединившийся от всего и всех в свой подвал со златом, барон Филипп смотрит на родного сына - единственного человека, кровно близкого ему на земле, как на своего злейшего врага, потенциального убийцу (сын и в самом деле ждет не дождется его смерти) и вора: расточит, пустит по ветру после его смерти все самоотверженно накопленные им богатства. Кульминации это достигает в сцене вызова отцом сына на дуэль и радостной готовности, с какой «поспешно подымает» последний брошенную ему перчатку.

Маркс отмечал, между прочим, особые эстетические свойства так называемых «благородных металлов» - серебра и золота: «Они являются в известной степени самородным светом, добытым из подземного мира, так как серебро отражает все световые лучи в их первоначальном смешении, а золото отражает цвет наивысшего напряжения, красный. Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще»1. Барон Филипп Пушкина - мы знаем - своего рода поэт страсти, которой он охвачен. Злато доставляет ему не только интеллектуальное (мысль о своем всевластии, всемогуществе: «Мне все послушно, я же - ничему»), но и чисто чувственное наслаждение, и именно своим «пиром» для очей - цветом, блеском, сверканием:

  • Хочу себе сегодня пир устроить:
  • Зажгу свечу пред каждым сундуком,
  • И все их отопру, и стану сам
  • Средь них глядеть на блещущие груды.
  • (Зажигает свечу и отпирает сундуки один за другим.)
  • Я царствую!..
  • Какой волшебный блеск!

Очень выразительно показано Пушкиным в образе «скупого рыцаря» и еще одно следствие, закономерно вытекающее из свойственной капиталистическому ка-: коплению «проклятой жажды золота». Деньги, как средство, для человека, одержимого проклятой жаждой, золота,  превращаются  в  самоцель, страсть к обогащению становится скупостью. Деньги, как «индивид всеобщего богатства», дают их обладателю «всеобщее господство над обществом, над всем миром наслаждений, труда. Это то же самое, как если бы, например, находка какого-либо камня давала мне, совершенно независимо от моей индивидуальности, владение всеми науками. Обладание деньгами ставит меня в отношении богатства (общественного) в совершенно то же отношение, в какое меня поставило бы обладание философским камнем в отношении наук.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: