Главная тема поэзии Эдгара По

  

Главная тема поэзии По — тема скорби и отчаяния, вызванных смертью любимой, тема гибели замечательной женщины ("Аннабель-Ли"), которая перерастала в тему безысходности человеческого существования ("Ворон"). Поэт пишет о недолговечности счастья и недосягаемости идеала ("Эльдорадо"), прославляет красоту и грустит о ней. Выскальзывая из реальной жизни, красота продолжает свое существование в сновидениях поэта и его лирического героя.

Это было давно, это было давно,
В королевстве приморской земли:
Там жила и цвела та, что звалась всегда,
Называлась Аннабель-Ли,
Я любил, был любим, мы любили вдвоем,
Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми
В королевстве приморской земли.
Но любили мы больше, чем любят в любви,—
Я и нежная Аннабель-Ли,
И, взирая на нас, серафимы небес
Той любви нам простить не могли.

Оттого и случилось когда-то давно,
В королевстве приморской земли,—
С неба ветер повеял холодный из туч,
Он повеял на Аннабель-Ли;
И родные толпой многознатной сошлись
И ее от меня унесли,
Чтоб навеки ее положить в саркофаг,
В королевстве приморской земли.

Половины такого блаженства узнать
Серафимы в раю не могли,—
Оттого и случилось (как ведомо всем
В королевстве приморской земли),—
Ветер ночью повеял холодный из туч
И убил мою Аннабель-Ли.

Но, любя, мы любили сильней и полней
Тех, что старости бремя несли,—
Тех, что мудростью нас превзошли,—
И ни ангелы неба, ни демоны тьмы,
Разлучить никогда не могли,
Не могли разлучить мою душу с душой
Обольстительной Аннабель-Ли.

И всегда луч луны навевает мне сны
О пленительной Аннабель-Ли:
И зажжется ль звезда, вижу очи всегда
Обольстительной Аннабель-Ли;
И в мерцанье ночей я все с ней, я все с ней,
С незабвенной — с невестой — с любовью моей-
Рядом с ней распростерт я вдали,
В саркофаге приморской земли.

Перевод К. Бальмонта

Сила эмоционального влияния поэтических произведений Эдгара По — это не только плод его творческого порыва и вдохновения, но и результат напряженной и вдумчивой работы.
В трактатах "Философия творчества" и "Поэтический принцип", По вводит нас в свою лабораторию, уверяя, что высокое волнение души достигается результатами кропотливой работы мысли. Взлеты творческих откровений объединяются с логикой раздумий. В "Философии творчества" поэт знакомит нас не столько с философией, сколько с анатомией поэтического творчества.
В "Поэтическом принципе" По говорит о проблемах соотношения поэзии и истины. Этим самым он обращается к вопросу об отношении искусства к действительности. Он не отторгает прекрасного от истины, выступает против дидактизма в поэзии, против идеи, что ценность произведения можно определить по "заложенной" в нем "морали". По убеждает читателя не поучениями, а силой эмоционального влияния, не истиной, а поэзией. Литературное наследие Эдгара По вмещается в двух-трех книгах, но даже одной из них достаточно, чтобы считать его выдающимся писателем мирового масштаба.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: