Школьные сочинения по украинской литературе > Творчество Малышко, Сосюры, Рыльского > Григорий Косынка. Творческая биография прозаика. Новелла «Во ржи» – поиски затронутой гармонии


     
  • Григорий Косынка. Творческая биография прозаика. Новелла «Во ржи» – поиски затронутой гармонии

    Цель:   ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Г. Косынки, в частности трагической его судьбой; оказывать содействие пониманию внеидеологичности произведений художника, психологизма художественной детали; развивать умение пересказывать сюжет произведения, определять основные мотивы; формировать собственное отношение к таким личностям, как Г. Косынка; воспитывать понимание большой силы сыновних чувств.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, тексты новелл, эпиграф.

    • Григорий Косынка - единственный и неповторимый новеллист...
    • Е. Плужник.

    Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока.

    Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    1. Вступительное слово учителя (воспоминание Алексея Новицкого о Г. Косынке).

    «Я заходил в его скромную, как и он сам, гостиную, чистую и радушную, как и его душа. Там, помню, на столе, лежали новеллы его любимца и учителя Василия Стефаника - рядом с «Мертвыми душами» Н. Гоголя, над переводами которых работал Г. Косынка. Стоят те самые каштаны, а его нет среди нас. Немеет двор, куда он выходил подумать над судьбой своих героев, но не слыхать шагов Косынки... Сияют те самые звезды над Киевом, но он их не видит...».

    Произведения молодого новеллиста были причиной его ареста, а со временем и расстрела.

    Писателя не стало 18 декабря 1934 года. Вклад одного из основателей импрессионизма в новой украинской литературе составляет ряд рассказов. Одаренный ученик В. Стефаника и В. Винниченко «хорошо списал» события гражданской войны на Украине.

    2. Ролевая игра «Маска».

    Заранее подготовленный одиннадцатиклассник в роли Г. Косынки знакомит одноклассников с автобиографией (см. дополнение к уроку). Ученики составляют конспект.

    4.         Выразительное чтение и короткий анализ новеллы «На свеклы».

    Тематически она близка к рассказу о детстве самого писателя, ведь произведение в определенной мере автобиографическое.

    5.         Беседа с учениками

    •   О чем рассказывается в произведении? Чем прочитанное напоминает детство самого писателя?

    •          Какими художественными средствами Г. Косынка раскрывает психологию юношеской души?

    •          О чем мечтал юноша? Каким представлял свое будущее?

    6.         Слово учителя.

    Во многих произведениях Г. Косынки ощущается и дуновение мастеров слова прошлого, но прежде всего имеющаяся глубокая индивидуальность творческого дара художника. Не успеешь осознать, как неудержимо и властно поглощает тебя жизненно-правдивая атмосфера произведения, земная сила отточенной фразы, образное богатство языка, умение создавать яркий художественный тип, собрав в нем наиболее существенные, наиболее характерные черты определенного жизненного явления.

    История написания произведения.

    Впервые было напечатано во львовском журнале «Новая культура» (1922, № 2).

    Исправленная и отредактированная автором новелла опубликована в журнале «Жизнь и революция» (1925, № 6-7). Так вот датой первоиздания считают 1925 г. Журнал «Жизнь и революция» выходил в Киеве в 1925-1934 гг.

    1924 г. М. Рыльский писал: «Григорий Косынка оказывается полностью весь на сцене, когда публично что-то читает. То ли это будет его собственное обрызганное радостной утренней росой «Во ржи» (радостное и в своем трагизме), то ли меланхолическая «Мать» Васильченко. Голос Косынки звучит одинаково молодо».

    Читал Г. Косынка, по просьбе слушателей, новеллу «Во ржи» часто. Максим Тадеевич написал даже эпиграмму по этому поводу:

    Это все было ужасно просто - Качает  физиков экстаз... Читал об этом раз ты со сто, И не читай сто первый раз.

    «Дорогой мой Максим, - писал Г. Косынка, - я отвечу вам строками из вашего стиха, который вы мне как-то читали: «...и даже неумолимый критик меня, как солнце, веселит». А назовите мне произведение, которое пленило бы слушателя хоть сто раз?».

    Новелла вызвала много сетований со стороны критики. На литературных вечерах слушатели интересовались: «Почему ваше внимание привлек такой сюжет? Зачем из дезертира делать героя художественного произведения?».

    Г. Косынка ответил: «Я считаю, что писатель должен правдиво отображать действительность, историю наших времен. Дезертиры были, и я их не избегаю, как не обходил босяков М. Горький. Художественная форма помогла ярче раскрыть психологию дезертира, эту досадную в свое время мелочь. Что он по сравнению с героическими действиями нашего народа». На взгляд художника, нужно замечать мелочи, и те, что оказывают содействие, и те, что препятствуют нам строить новую жизнь.

    Закрепление изученного материала.

    Беседа с учениками.

    •          Почему Г. Косынка был такой популярный в 30-х гг. ХХ ст.?

    •          Почему, по вашему мнению, он был репрессирован одним из первых?

    •          В какой степени собственный жизненный опыт художника отобразился в его новеллах?

    •          Какие, на ваш взгляд, темы были любимейшими для Г. Косынки?

    •          Какие стилевые тенденции преобладают в индивидуальном стиле писателя?

    •          Какими художественными средствами пользуется автор для донесения читателю основной идеи произведения?

    •          Почему Г. Косынка так любил свою новеллу «Во ржи»?

    •          Какое настроение преобладает в этой новелле? Что у нее самое главное: впечатление от событий или сами события?

    •          Найдите описания природы? Какая их роль в новелле?

    IV. Домашнее задание.

    1.         Выучить биографию Г. Косынки; прочитать и проанализировать новеллы «Помолвка», «На золотых богов», «Фавет».

    2.         Написать произведение «Сквозной пафос жизнеутверждения в новелле Григория Косынки «Во ржи» или «Мои раздумья о новеллистике Г. Косынки».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Григорий Косынка. Творческая биография прозаика. Новелла «Во ржи» – поиски затронутой гармонии, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Творчество Малышко, Сосюры, Рыльского
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.