Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству И. Ф. Драча > Григорий Косынка. «Во ржи». Витаистический пафос новеллы, импрессионистическая настроенность


     
  • Григорий Косынка. «Во ржи». Витаистический пафос новеллы, импрессионистическая настроенность

    Цель:   развивать умение школьников комментировать содержание новеллы,

    в частности показ преимущества общечеловеческого над классово-идеологическим; развивать навыки общего обсуждения и сопоставления сложных жизненных ситуаций; научить выделять и комментировать зрительные и слуховые образы произведения, художественные детали; углубить понятие об импрессионизме; воспитывать чувство стремления гармонии души и мира.

    Тип урока:      комбинированный с технологиями критического мышления.

    Оборудование: портреты Г. Косынки, его учителей — В. Стефаника, С. Васильченко, текст новеллы «Во ржи», другие произведения писателя, карточки для анализа текста.

    Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности учеников.

    Определить задачи, сосредоточить внимание одиннадцатиклассников на теме исследования.

    Актуализация опорных знаний.

    1.         Слушание ученических произведений.

    Образец произведения «Сквозной пафос жизнеутверждения в новелле Григория Косынки «Во ржи» (см. дополнение к уроку).

    ІІІ. Восприятие и усвоение учениками нового материала.

    1. Эвристическая беседа.

    •          Кто такой дезертир?

    •          Назовите вероятные причины дезертирства?

    •          Каким человеком может быть дезертир?

    •          Представьте себе, что ваш товарищ, призванный в ряды армии, вдруг становится дезертиром. Смоделируйте ситуацию встречи с ним.

    2. «Мозговой штурм». Схема событий.

    3. Итог.

    Кольцо замкнуто, так как для каждого из них цель имеет разный уровень достижимости: Ульяна мечтает о большом счастье, а Корней мечтает о том, как бы удовлетворить свои нужды сегодня. И только после встречи в поле с любимой задумывается над общей для них обоих целью.

    4.        Исследование ситуации.

    •          Как условная ситуация показывает нам героя?

    •          Вызывает ли он у нас отчуждение?

    •          Как помогает природа показать его состояние?

    •          Какие зрительные образы возникают перед нами? (Степь. Рожь. Солнце. Аист).

    •          Какие слуховые образы появляются в новелле? (Пчела трепещет крылом. Слово. Смех. Нервы звенят. Степь звенит косами).

    •          Какие чувства вызывает герой?

    •          Что мы думаем о встрече его с Ульяной?

    •          Смогут ли они быть счастливыми?

    5.         Словарная работа.

    Импрессионизм — художественное направление, основанное на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, сопереживаний. Сформировался в Франции во второй половине ХІХ ст., прежде всего в живописи. Определение происходит от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» («Іmpression. Soleil levaht», 1873). В конце ХІХ ст. импрессионизм распространился в европейском писательстве. Основателями литературного импрессионизма считаются братья Конкуры. Проявился он также в творчестве Ги де Мопассана, М. Пруста, К. Гамсуна, О. Уайльда, Р. Л. Стивенсона, А. Чехова, И. Бунина, А. Анненского и др.

    Определяющие черты импрессионизма:

    •          изображается не сам предмет, а впечатления от него («Видеть, ощущать, выражать - в этом все искусство», - провозглашали Эдмонд и Жюль Конкуры);

    •          импрессионисты ориентируются на чувство, а не на ум;

    •          отказ от идеализации: ставя перед собой задачу зафиксировать реальные моменты, импрессионисте чаще всего возражали понятие идеализации и идеала, ведь идеал отсутствует в конкретной реальности;

    •          время и пространство уплотняются и измельчаются, предметом художественной заинтересованности становится не последовательное изменение событий и явлений (фабула), не социальный, логически благоустроенный исторический отрезок или период жизни героя, а отрывистые фрагменты, отраженные в сознании персонажа;

    •          герой импрессионистического произведения интересный не так своей активностью, направленной на преобразование внешнего мира, как именно «пассивной» способностью воспринимать, реагировать на внешние возбудители, быть носителем, даже коллекционером впечатлений;

    •         наиболее распространенным жанром импрессионизма становится новелла. Украинский импрессионизм на фоне западноевропейского имел более яркую лирико-романтическую окраску, которая сближала его (а нередко и смешивала совсем) с неоромантизмом и символизмом.

    Поэтика импрессионизма отразилась в творчестве М. Коцюбинского, В. Стефаника, М. Черемухи, частично О. Кобылянской, а также Г. Михайличенко, Н. Волнового, Е. Плужника и др.

    IV. Закрепление изученного.

    1.         Работа в группах.

    • Объяснение и обсуждение
    • Почему?
    • Что, если бы...
    • Почему бы не...

    По представленным формулам придумать вопросы, дать на них ответ, сформировать драматические роли для обоих героев в зависимости от их нагрузки (Герой. Протагонист).

    Ориентировочные вопросы.

    I           группа: Почему он не вернулся в родное село? Почему, став дезертиром, попал в банду Острого?

    II         группа: Что, если бы он не встретил Ульяну? Что, если бы его увидел Острый с Ульяной? Что, если бы он выстрелил тогда, во ржи, в Дзюбу?

    III        группа: Почему бы не понести наказание, а потом жить честно?

    Почему бы не набраться смелости и восстать против бандитов?

    2.         Минута воспоминаний о Г. Косынке (читают заранее подготовленные ученики).

    •          Имя и дело Косынки крепко вплетены в венок славы украинской литературы (В. Касьян).

    •          За свою короткую жизнь Григорий Косынка успел написать немного, но и этот задел свидетельствует, что в его лице украинская литература имела талантливого певца украинской бедности, детям которой только «снится молоко», глубокого знатока своего народа и его языка (П. Панч).

    •          Тонкий психолог, жизнелюб, человеколюб, писатель выдающегося, насквозь самобытного таланта, истинный продолжатель художественных традиций Стефаника и Черемухи, Коцюбинского и Васильченко — такой был Косынка…(Евгений Саблиновский).

    • Сегодняшний читатель, перелистывая переизданные теперь произведения Г. Косынки и переводы их на русский язык, с удивлением открывает для себя этого талантливого писателя (Б. Антоненко-Давидович).

    V. Домашняя задача.

    Написать творческую работу «Как бы сложилась жизнь героя, если бы он не стал дезертиром?».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Григорий Косынка. «Во ржи». Витаистический пафос новеллы, импрессионистическая настроенность, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.