Гуманизма новелл Стефаника

  

Василий Стефаник вошел в историю не только украинской, а и мировую литературу как автор правдивых социально-психологических новелл из жизнь галичского крестьянства. «Наверное, никто к Стефаника не показал крестьянскую душу земледельца в таком полном освещении,- восторженно писал Михаил Мочулевский,- никто не срисовал так, как он, переживаний этой души». О чем бы не писал Василий Семенович Стефаник, в центре рассказа всегда выступает человек с его проблемами, думами, переживаниями и стремлениями. Все герои Стефаника, как говорил Марк Черемуха, или безнадежно больные, или безнадежно убогие, или безнадежно старые, или безнадежно сработанные, или безнадежно несчастливые. В самом деле, много безнадежд в жизни его героев. Но много и такого, о чем не стыдно рассказать всему миру: смотрите, это - мой народ. Он, может, и убогий, и несчастливый ныне, но он есть, живет по своим духовным законам в ладу  собственной совестью, живое и работает на земле. Была ли она ласковой к нему, и земля? Припомним, как работается возле нее Иван Дидух из новеллы «Каменный крест». Всю жизнь свою - длинная трудовая жизнь крестьянина-труженика - заключил в эту землю Иван. Изменила его работа физически, но он был уверен, что работа все победит: «Но пока ни ноги носят, то должен родить хлеб!» И в конце концов разве мы любим землю за что-то? Любим, так как иначе и быть не может. Самое умение работать на земле, понимание ее диктовали и основы морали крестьянина.

Ценят люди и трудолюбие, и честность, и порядочность, и доброжелательность. Не случайно же пригласил к себе Дидух все село, прощаясь перед отъездом в далекую Канаду. В рассказе об истории жизни Ивана Дидуха воссоздались ярчайший черты ментальности украинского народа, именно те, что понятные всем людям. Способность одолевать работой все препятствия, терпеть затруднение, холод и бедность, но оставаться человечным, открытым ценят односельчане Ивана. У него много друзей, так как он сохранил в сердце тепло к людям, почет к каждому соседу, стараясь жить по совести. Так же мыслит и герой рассказа «Сыны» Максим. Личное горе будто отделило извне его от людей, но нет в его сердце зла. Вопреки традиционным моральным предрассудкам относительно брака и детей, виднеется он о том, чтобы в этом миру осталось дитя от его сынов. Пусть кто скажет, что грешное такое вне-брачная любовь, но для него главное не это. По-иному понимает он ценность и смысл жизни теперь, когда он старый и одинокий. Главное - это самая жизнь, высочайшая ценность на земле. Душу эмигранта Стефаник знал, как свою собственную, мучения и боли его мучили и болели ощутимее. Он видел бесполезность надежд мужицких, знал, что ждет их там, в далеких краях, поэтому так настойчиво, упрямо гнал иллюзионное марево эмиграционного счастья.

Иван Дидух - крестьянин, который своей работой достиг средних достатков. Портрет своего персонажа В. Стефаник подает в сопоставлении с конем, чтобы подчеркнуть изнурительную работу крестьянина. Это сопоставление приобретает символическое значение: в условиях капитализма человек доказан к залогу рабочего скота. После десятилетнего пребывания в войске Иван возвратил домой. Родители умерли, оставив в наследство хату и горб «наихудшее сельское поле». На него израсходовал Дидух молодецкую силу, на нем искалечился и постарел. А теперь, под старость лет, хозяйство, налаженное такой каторжной работой и невероятными усилиями, Дидух вынужден оставить. Шесть разделов новеллы содержат целый комплекс сложных чувств героя, формируя самое главное - трагизм расставания с родной землей. Пронизанный страшной тоской, Иван Дидух чувствовал себя как камень, выброшенный волной на берег. Да и весь он будто окаменел. Причину своей тоски Иван объясняет людям сам: это любовь к родной земле и вынуждена разлука с ней. Стараясь развеять печальное расположение духа Ивана, соседи утешают: «То уже, Иван, пропало. За этим краем не к сердцу брать...» В этих словах утешения страшная правда крестьянской жизни и эмиграции.  Психологическое напряжение достигает апогея в шестом разделе. Тоской пронизанные все присутствуют, «целый дом зарыдал. Как бы туча плача, что нависшая над селом, прорвалась, как бы горе человеческое дунайскую запруду разорвало - такой был плач».

Жизненная судьба Дидуха - трагическая. Все его усилие изменить жизнь, улучшить его заканчиваются безрезультатно.  Новелла «Каминный крест» богатая на символические детали и образы. Это касается прежде всего каминного креста, который символизирует невыносимые страдания и терпение не только Ивана Дидуха, а и всего народа, который клонится под каменным весом гнета. Выброшенный на берег камень, Канада-Могила, каминный крест выступают символами трагизма украинского крестьянина-эмигранта. Образ креста символизирует страдающую судьбу крестьянина, который вся жизнь горько работал и одинаково вынужден побросать свою ниву, так как она не способная его прокормить.

Все эпизоды новеллы подчинены главной задаче - раскрытию темы народной недоли, человеческого горя и вместе с тем ожиданий тружеников на лучше будущее. Новелла сразу же получила высокую оценку критиков. Новеллой захватывались И. Франко, Леся Украинка. «Страшно сильно пишете Вы, - делилась своими впечатлениями от прочитанного Ольга Кобилянская. Василий Стефаник писал, что его творчество было трудной ношей как для ее творца, так и для читателей: «Я делал, что мог. И все, что я писал, меня болело».

Читая новеллы В. Стефаника, приходишься к чистому колодцу народной морали, пронизанной любовью к человеку, почетом ко всему живого на земле.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: