И. Багряный – один из самых талантливых из когорты писателей-эмигрантов

  

Цель:               ознакомить школьников с жизнью и творчеством писателя-эмигранта И. Багряного, выяснить особенности идейно-тематического направления «Тигроловов», его жанр, композицию; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность; умение логически мыслить, приводить убедительные примеры, рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения, познавательный интерес к творчеству И. Багряного; сочувственное отношение к обездоленным, тех, кто нуждается в помощи.

 

Тип урока:     усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет И. Багряного, библиотечка-выставка произведений писателя, фотоиллюстрации к жизненному и творческому пути художника, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

 Выяснение эмоциональной готовности учеников к уроку

 Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами:

  • Кто такие эмигранты? По каким причинам люди оставляли родной край? 
  • За что преследовали художников украинского слова? 
    • Можно ли считать патриотами писателей, которые, эмигрировав за границу, продолжали писать об Украине, переживать за ее судьбу? Ответ обоснуйте. 
    • Чему власть считала врагами тех, кто пылко любил свой народ, Родину? Каких страданий испытали украинцы от преследований НКВС? 
    • По каким причинам информация о творчестве многих украинских писателей продолжительное время была неизвестным? 

 Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

 Основное содержание урока

Не именуй же меня поэтом, друг мой! Я хочу быть только человеком, каких так мало в мире...

И. Багряный

Я читал Багряного только «Тигроловы» и считаю,

что Багряный может стать  серьезным

и очень ценным писателем.

В. Винниченко

1. Вступительная речь учителя

Фигура Ивана Багряного - одна из ярчайший и самых драматических в украинском писательстве и гражданстве первой половины - середины ХХ ст. Преследуемый и наказанный на родине, в УССР, он не для всех оказался желательным и удобным и в эмиграции. В диаспоре - его политическая позиция становилась предметом не только возражений, а и злопыхательских извращений и клевет, а среди политических неприятелей находились и такие, которые грозился ему расправой и прибегали к криминальным средствам. Замалчиваемый в Украине все послевоенные года, он только последнее

 

время стал известным читателям на родине. Теперь опубликовано здесь несколько его романов, по его произведениям относятся фильмы, появляются исследование о нем. Актом справедливости и признание (хотя и запоздалого) стало присуждение ему посмертно в марте 1992 года высочайшего отличия нашей страны - Государственной премии Украины им. Т. Шевченко.

2. Иван Павлович Лозовяга (Лозовягин) (02.10.1906-25.08.1963). Псевдонимы - Полярный, Дон Кочерга и прочие. Информация о жизненном и творческом пути (материал для учителя и учеников)

Сообщение № 1. Лозовягин - это Багряный?

Псевдоним избран, как припускают, под влиянием увлечения М. Волновым, в текстах которого любимый эпитет «багряный» выражал революционно-романтическое порывание. Восприняв еще ребенком буревые события 1917 - 1920 лет как сугубо украинскую революцию, которая должна была привести к национальному расцвету, Иван Лозовягин отдал немало сил для утверждения новых порядков. Свой выбор заманифестировал и новой фамилией - Багряный. Но вскоре торжество красной правды выразительно обернулось черной несправедливостью относительно Украины.

Сообщение № 2. Детство, года обучения писателю

Родился будущий писатель 2 октября 1906 года в г. Ахтырке (теперь Сумская область) в семье каменщика Павла Лозовяги, которому со временем и посвятил сборник поэзий «В поту лба». Из шести лет учился в церковно-парафиальной школе г. Ахтырки. Позднее - в высшей начальной, а с 1920 - в ремесленной профтехшколе, откуда перевелся в Краснопольскую художественно-керамическую.

В 1926 года оказался в Киеве. Вступил в Киевский художественный институт.

Сообщение № 3. Профессиональная деятельность И. Багряного

С 1922 по 1926 гг. занимался разными делами: излагал рисования, вступил в Охтырский филиал организации крестьянских писателей «Плуг». Побывал в Крыму, на Кубани, в Камянец - Подольском, где редактировал местную газету.

Сообщение № 4. «Неблагонадежность» художника

Иван Павлович по окончанию Киевского художественного института диплома не получил, так как проявил себя «политически надежным». Во-первых, «сомнительная» идеологическая позиция прочитывалась между строками его стихов, опубликованных в журналах «Глобус», «Жизнь и революция», «Красный путь», «Плужанин». Во-вторых, он входил в организацию МАРС, к которой принадлежали Г. Косынка,

 

Е. Плужник, В. Пидмогильный, Т. Осьмачка и др. А также дружил из М. Волновым, Г. Кулишем, О. Вишней, М. Яловым.

В 1932 года Багряный был арестованный. Его предъявляли обвинение в потому, что он хотел, прежде всего, работать для украинской культуры, подвергал критике национальную политику СССР, призвал украинцев ориентироваться в своем культурном развитии на Европу, а не на Москву.

Сообщение № 5. «Враг народа»

В 1932 году был арестован за политический (самостоятельный украинский) уклон в литературе и политике и заключен в Харьковской так называемой «внутренней тюрьме» ГПУ, где пробыл 11 месяцев в камере одинокого заключения, а потом был осужден на 5 лет концлагерей. Приговор отбывал в лагерях так называемого БАМЛАГУ. Термина не добыл, а 1937 года убежал. Был повторно арестован в начале 1938 года и находился в Харьковской тюрьме УДБ - НКВС на Холодной горе. Сидел 2 года 7 месяцев. Был уволен в 1940 году осенью под надзор в связи с тяжелой болезнью легких, а главное, согласно формуляру временного освобождения «за недостаточностью материалов для повторного осуждения». Условное освобождение было ограничено местом пребывания, из которого не имел права выехать. Это г. Ахтырка, где и застала его война.

Сообщение № 6. Политические взгляды. Общественная деятельность. Эмиграция

С началом войны - новые испытания. Оказавшись на оккупированной территории, писатель старается отдаться национально-культурной работе, но, убедившись, что фашистское «освобождение» - это геноцид украинского народа, пробует найти свое место в УПА среди бандеровцов. Он пишет статьи, открытки, боевые песни и марши, рисует агитационные плакаты. Но со временем расходится во взглядах с руководством УПА и эмигрирует к Словакии, потом переезжает к Германии.

С 1946 года переходит на легальное положение, живое в лагере для перемещенных лиц, а дальше нанимает частное жилье в г. Новый Ульм.

Иван Багряный ведет в настоящее время активное творческая и политическая жизни: основал газету «Украинские вести», организовал МУР (Художественный Украинское Движение); стал инициатором создания, а со временем лидером УРДП - Украинской Революционно-Демократической Партии.

В своих статьях художник писал, что в борьбе за независимую демократическую Украину треба ориентироваться не на расшатывание режима извне, а на трудовые и национально-сознательные элементы в самой УССР. Основной силой освободительного движения в Украине он считал рабочих и крестьян, трудовую интеллигенцию.

 

Сообщение М 7. Последние года жизни

В Советском Союзе против И. Багряного плели интриги энкведисти. Сына Бориса от первого брака на родине власть заставила обратиться к отцу с разоблачительным радиовыступлением, который для него обернулось глубоким нервным потрясением, а для отца - критическим залогом здоровья.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: