Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству И. Я. Франко > И. Франко «Захар Беркут». Изображение героической борьбы русичей против монголо-татарских захватчиков


     
  • И. Франко «Захар Беркут». Изображение героической борьбы русичей против монголо-татарских захватчиков

    Цель: обработать идейно-художественное содержание ІІІ и ІV разделов повести; исследовать, как в произведении изображается героическая борьба русичей против монголо-татарских захватчиков; развивать логическое и творческое мышление, внимание, наблюдательность, умение обобщать и строить основательные заключения, выразительно читать прозаическое произведение; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство любви к родному краю, творчеству И. Франко, чувство гордости за наших предков, которые мужественно защищали русские земли от внешних врагов; заинтересовывать учеников нашим историческим прошлым.

    Оборудование: портрет И. Франко, текст произведения «Захар Беркут», ученические рисунки к повести, пластинка с записью отрывка из повести И. Франко «Захар Беркут», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    2. Литературная викторина «Что я знаю о жизни и творчестве И. Франко».

    1. Когда родился будущий писатель? (27 августа 1856 года).

    2. По гороскопу И. Франко... (Дева).

    3. Каким рос маленький  Иван? (Умным, любознательным).

    4. Что перенял Иван Яковлевич от матери? (Любовь к народной песне).

    5. И. Франко начал обучение когда ему исполнилось... (Шесть лет).

    6. Произведения какого писателя Иван Яковлевич выучил почти все? (Шевченко).

    7. Какое событие произошло с И. Франко в июле 1877 года? (Арест).

    8. Произведение Ивана Яковлевича, которое считалось «личным» для него? («В кузнице»).

    9. Любимейшими страстями И. Франко были... (Рыбак, собирание грибов, путешествия).

    10. Герой писателя, который встречается во многих его произведениях. (Мирон).

    11. В области детской литературы И. Франко активно работал, начиная с... (1890 года).

    12. В каком городе похоронен выдающийся писатель? (Львов).

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    Нам пора для Украины жить... И. Франко.

    За родной край и жизнь отдай. Народная мудрость.

    1. Вступительное слово учителя.

    Приблизительно семьсот лет тому назад наши прадеды-земледельцы никому не платили дани, объединялись в общины, имели свое народное самоуправление. А когда на их свободные земли пришли захватчики, русичи мужественно защищали родной край. Повесть И. Франко «Захар Беркут», которую мы сегодня продолжаем изучать, рассказывает об одной такой общине, которая жила в Тухольской котловине Карпат, о ее героической борьбе против монгольского нашествия.

    2. Обработка темы урока с вопросами с соответствующим комментарием.

    • Что такое героизм? (Героизм - осуществление выдающихся по своему общественному значению действий, которые отвечают интересам народных масс и требуют от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию).

    • Какие героические поступки вам известны?

    • В чем, на ваш взгляд, оказался героизм тухольцев?

    • Можно ли считать Т. Волка героическим человеком? Почему?

    • Докажите, что защита родной земли - это священный долг каждого.

    • Что необходимо было иметь тухольцам для борьбы с монголами? (Единство, сплоченность, вера - ручательство победы).

    Освободительные традиции наших предков И. Франко в произведении «Захар Беркут» с блеском воплотил в художественных образах тухольцев, Захара Беркута, Максима, Мирославы. Он изобразил картины героической борьбы против монгольского нашествия. Любовь к родине руководит всеми поступками тухольцев. Защищая свою родину, народ преисполнен патриотичного подъема, способен на высокий подвиг. Будто сказочный великан, побеждает он в десять раз более сильного врага.

    Все тухольцы — активные участники борьбы с монголами. Им есть что защищать: у каждого есть небольшой кусок родной и такой прекрасной земли-матери. Они трудолюбивые, общими усилиями выковали в твердой скале удобные тропы, провели в горах дорогу, засевали зерном поля, строили на реке запруды, а теперь останавливают врага. Как прекрасно описывает И. Франко защитников, какие подбирает сравнения, эпитеты, метафоры! «Любо было глядеть на те здоровые румяные лица, разогретые мужественной отвагой и гордым чувством того, что им придется заступать своей грудью все, что самое дорогое в их мире». И не может привлекать враг, который пришел на эту землю.

    С отвращением И. Франко описывает завоевателей: «Выныривают перед глазами черные страшные головы с маленькими блестящими глазами. Глаза те тревожно, будто заклятые, глядят на тухольцев» или: «Будто полова, рассеянная из кучи буйным ветром, так рассеялась их сила по долине».

    В чем же сила тухольцев? Ведь и опыта у них меньше, и оружие хуже, и количеством они уступают монголам?..

    Читая произведение И. Франко, каждый захватывается тухольцами, их непобедимым духом, верностью, патриотизмом. Проблема патриотизма была, есть и всегда будет актуальной. Защита Отчизны - это священный долг каждого гражданина, ведь об этом даже написано в Конституции Украины.

    3. Работа над ІІІ разделом повести.

    3.1. Выразительное чтение раздела, пересказ интересных эпизодов.

    3.2. Тема: изображение проведения общественной копны тухольцев, где состоялся спор между Захаром Беркутом и Тугаром Волком, а также осмысление тухольцами страшной вести - неминуемое нападение татар.

    3.3. Идея: возвеличивание мудрости, большого ума, силы воли З. Беркута, который противостоял коварству, хитрости, предательству Тугара Волка.

    3.4. Основная мысль: «...свободному человеку к лицу не гордость, а уважение и ум»; «...объединить силу народа в одних руках!».

    3.5. Проблематика:

    • честь и измена;

    • правда и вранье;

    • мужество и трусливость;

    • властитель и народ;

    • ответственность и безопасность.

    3.6. Композиция.

    События происходят неподалеку от села Тухля на площади, где росла липа.

    Экспозиция: каждое собрание тухольцев, подробное знакомство с Захаром Беркутом, его прошлым, семьей.

    Завязка: приход Т. Волка на общественный суд, спор между боярином и З. Беркутом по поводу того, кто является хозяином Тухольщины.

    Кульминация: смерть Митьки Воина, решение общины относительно разрушения дома Т. Волка и выселение его с Тухольщины.

    Развязка: страшная весть о нападении татар на Русь, просьба посланцев и общины к З. Беркуту возглавить защитников и стать на бой со врагом.

    3.7. Сюжет.

    Проведение совета, на котором З. рассказ о большом авторитете, который имеет 90-летний старец у тухольцев.

    На копне происходил общественный суд над Т. Волком, который наносил много унижений, притеснений тухольцам. Именно здесь боярин убивает Митьку Воина, который изъявил желание обвинить Т. Волка в измене. Боярин оставляет суд, община решает в трехдневный срок разрушить его жилье и вынудить покинуть Тухлю.

    На копну также появились посланцы разных подгорных поселений. Они обратились к З. Беркуту и общине за помощью. Всех взволновала страшная весть: на Русь двигаются полчища татар, которые в скором времени появятся в Тухле, чтобы перейти Карпаты. Посланцы просят З. Беркута и общину вступить в бой с завоевателями.

    Главная причина успеха завоевания Руси татарами - это феодальная раздробленность Руси, распри между князьями, их измена.

    4. Работа над IV разделом повести.

    4.1. Пересказ интересных эпизодов произведения.

    4.2. Тема: воспроизведение картин жестокости монголо-татар; решение Т. Волка отомстить тухольцам за их оскорбление относительно его изменой и прислужничеством монголам.

    Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: И. Франко «Захар Беркут». Изображение героической борьбы русичей против монголо-татарских захватчиков, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.