И. Франко «Захар Беркут». Характеристика образа Тугара Волка

  

Цель: охарактеризовать образ Тугара Волка, его сторонников, подбирая убедительные факты, обоснования; сделать идейно-художественный анализ VІІ, VІІІ разделов повести; оказывать содействие вырабатыванию у учеников навыков анализировать образы в художественных произведениях; развивать внимание, активный словарь школьников, память, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; воспитывать пренебрежительное отношение к предателям народа, Родины, жестокости, коварству; прививать любовь к художественной литературе, ее художникам.

Тип урока: формирование и усовершенствование умений и навыков.

Оборудование: портрет И. Франко, текст произведения «Захар Беркут», иллюстрации к повести, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме литературного диктанта по произведению И. Франко «Захар Беркут».

Задача диктанта.

• Основной род деятельности тухольцев. (Скотоводство).

• И. Франко в произведении называл Максима ребенком... (Гор).

• Название большого каменного столба. (Сторож).

• Возраст Захара Беркута. (90 лет).

• Сила природы, к которой чаще всего обращался З. Мирослава).

• Мирослава могла свободно двигаться во вражеском лагере с помощью... (Перстня).

• «Жизнь в неволе ничего не достойна - лучше смерть»,- так отмечал... (Максим).

• Во время битвы тухольцев с татарами З. Беркут занимался... (Врачебным делом).

• Кто в детстве воспитывал Мирославу? (Отец, няня).

• Характер, проявленный Мирославой в поединке с медведицей. (Бесстрашие, стойкость, решительность).

• Режиссер, который экранизировал произведение И. Франко «Захар Беркут»? (В. Ивченко на Киевский киностудии им. А. Довженко).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание произведения.

Не тот враг, который перед тобой, а тот, что за спиной.

Народная мудрость.

Трусы умирают много раз и до смерти.

В. Шекспир.

1. Вступительное слово учителя.

Дети! Вы должны знать, что «предательство» - это отвратительная черта в человеческой жизни. Сегодняшний урок поможет вам найти правильный жизненный выбор в сложной ситуации. Я надеюсь, что вы будете настоящими патриотами и никогда не предадите свой родной край, родную мамочку.

2. Характеристика образов вражеского лагеря.

2.1. Тугар Волк.

2.1.1. Цитатная характеристика. Дополнительный материал.

• «...Был мужчина, как дуб. Плечистый, с грубыми, черными волосами, он и сам был похож на одного из тех злющих тухольских медведей».

• «...Новый тухольский боярин, недавно князь Данил подарил ему в Тухольщине огромные горные долины и целое одно пригорье Зелеменя, ...построил себе красивый дом...».

• «Хотя я лишь волк, мелкий зверь, то все еще дам совет...».

• «Только мне вы отравите жизнь в том раю».

• Максим: «Вся община гневная на тебя за то, что ты присваиваешь себе общественный лес и горную долину, не спросив даже общины…».

«Ничем меня не обходит ваша копна. Я здесь по княжеской воле и могу сам собирать копну, когда буду считать сие нужным». «Со мной, что век вековал среди князей, удостоился княжеской похвалы и награды за рыцарские дела! Моя дочь может выбирать себе жениха между первейшими и славными молодцами в крае...».

«...Предателя, человека, который потоптал сам свою честь, которому тем не менее никакая честь не належится».

Максим: «У меня путы на руках, а у тебя на душе!» «Кабы только мне по тем трупам дойти до власти и силы,- обернулся бы я лицом против них. Но сей поганец, сей Максим,- это мне борец! А кто знает, может, и он мог бы послужить моей цели? Надо использовать его, когда имею в руках. Теперь, когда он в моих руках,- кто знает, на что еще может он пригодиться».

Бурунда: «Пес бледнолицый. Двойной предатель - сие твоя вина! Ты ввел нас в эту западню, откуда мы выйти не можем!». «Еще не вся надежда монголов пропала. Надо пользоваться тем, что в руках...».

• Т. Волк - не счастливый. Родителей своих не помнит, потерял жену, а позднее и дочь отреклась от отца. Но в этом Тугар Волк сам виноват. Его гордость, заносчивость, пренебрежительное отношение к народу, стремление к власти находят проявление в его поступках, перечеркивают родительские чувства и минутное благородство (когда спасает жизнь Максиму). Тугар Волк любит охоту, он очень хочет кем-то руководить, и вдобавок он - двойной предатель.

• Т. Волк хуже врага, это предатель, он выступил против своего народа, пошел служить врагам. И оправдания ему не может быть. Даже тогда, когда Т. Волк спасает Максима, которого хотел зарубить Бурунда, он не заслужит прощения своей вины перед народом.

На примере боярина автор осуждает измену и подчеркивает, что в первую очередь предают свою родину богатеи, а настоящими патриотами являются трудящиеся.

2.1.2. Беседа с вопросами.

• Какое у вас впечатление от первой встречи с Т. Волком на страницах повести?

• Почему боярин не понимает Максима и пренебрежительно относится к нему?

• Чем Т. Волк обязан молодому Беркуту?

• Как ведет себя Т. Волк на тухольской копне? С чем это связано?

• Что обусловило боярина покинуть Тухлю и перейти на сторону татар?

• Как Пета встретил Т. Волка? За что он упрекал боярина?

• Что известно о прошлом боярина?

• Почему отец и дочь не понимали друг друга?

• Чем обусловлено то, что Т. Волк спас жизнь Максиму от руки Бурунды? Было ли это сделано для какой-то пользы? Собственные соображения обоснуйте.

• Почему Бурунда назвал Т. Волка двойным предателем?

• С какой целью И. Франко воссоздал в повести образ Т. Волка? Свои мысли мотивируйте.

2.1.3. Ориентировочный план-характеристика Т. Волка.

1) Т. Волк - тухольский боярин.

2) Портрет и внешность.

3) Отношения Т. Волка с другими героями произведения.

4) Черты характера: а) коварство; б) хитрость; в) гордость; г) заносчивость;

д) корысть; е) льстивость.

5) Стремление героя: а) поработить народ; б) разрушить и распространить раздор;

в) удовлетворить собственные нужды.

6) Т. Волк - двойной предатель.

2.2. Бегадир Бурунда.

2.2.1. Цитатная характеристика.

• «...Один из начальников монгольских, человек огромного роста и геркулесового строения тела, с лицом темно-оливковой краски, одетый в степного тигра, что все вместе весьма свидетельствовало о его происхождении с туркоманского племени. Сие был страшный, бессмысленно-смелый и кровожадный боец, соперник в славе с Кайданом. Монгольские отряды, которые он вел, оставляли после себя самую страшную руину, наибольшее число трупов, широчайшую реку пожаров. Он безмерно превосходил Пету своей отвагой, перед его шатром каждый вечер было в два раза больше свежих голов, чем перед шатром всякого другого воина».

• Пета - «...радушно пускал Бурунду на опаснейшие места, государств его в запасе на тягчайшую, решительную волнение, словно непреодолимый железный таран,- а тогда пускал его с отделом «кровавых туркоманов» получать победы».

• «Все хитро ты говоришь, чтобы отвернуть мой гнев, лишь бы снять с себя вину! Ты ввел нас сюда, тебе нужно и вывести нас, и то сейчас завтра, без смертной казни времени и людей!.. Так должно произойти, или горе тебе!» (Бурунда - Т. Волку).

• «...Длинную волнение Бурунда стоял на месте, рвя себе волосы и выдавая из горла страшные, бессвязные окрики видя гибель своего войска».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: