Школьные сочинения по украинской литературе > Сочинения по творчеству Г. Ф. Квитки - Основьянко > И. С. Тургенев. «Вешние воды»: Метаморфозы любви или «Испытание любовью»?


     
  • И. С. Тургенев. «Вешние воды»: Метаморфозы любви или «Испытание любовью»?

    Цель: совершенствовать навыки сопоставления; закрепить понятие «подтекст»; развивать речь и умение аргументировать собственную точку зрения. Оборудование: аудиозапись «Романса» Г. Свиридова, карточки для работы в мини-группах (см. в ходе урока). Дважды войти в одну и то же реку нельзя. Из мудрости древних Любовь не только возвышает. Любовь порой нас разрушает.

    Ломает судьбы и сердца… В своих желаниях прекрасна, Она бывает так опасна, Как взрыв, Как девять грамм свинца. А. Дементьев ХОД УРОКА I.

    Постановка целей и задач урока II. Работа над темой урока 1. Слово учителя В 1872 году в «Вестнике Европы» появляется повесть «Вешние воды». Читатели открыли свежий номер журнала и — не проникнуться тонким лиризмом новой повести Тургенева, равнодушно закрыть её было уже невозможно…

    2. Чтение учителем фрагментов первых страниц «Вешних вод» («Часу во втором ночи он вернулся в свой кабинет… руками» и «Он размышлял о суете… немощи, страдания».) (На фоне спокойной, полной скрытой горечи музыки; например, «Романса» Г. Свиридова.) 3.

    Беседа с краткими комментариями учителя • Не кажется ли вам такое начало повести — её тональность, чувства героя — знакомым? Действительно, у читателя «Вешних вод» появляется впечатление, будто концовка (для большей убедительности можно прочитать несколько строк.

    — Н. И.) «Аси» плавно перетекла в новую повесть Тургенева, став её началом. Неужели великий писатель повторяется, изображая спустя почти 15 лет такого же слабого и безвольного героя, которого мы встречали на страницах повести «Ася»? Но не будем забегать вперед и торопиться с необоснованными выводами. • О каких же событиях с горечью вспоминает Санин, герой «Вешних вод»? Мы проделаем сейчас, может быть, и не очень корректную по отношению к литературному произведению работу, но это поможет нам компактно и сжато увидеть развитие чувств героев повести…

    4. Проверка домашнего задания 5. Мини-групповая работа (одновременно с фронтальной) 2–3 учащихся отвечают на вопросы и выполняют задания: 1) Известно, что Тургенев был мастером портретных характеристик.

    В создании портретов у писателя был накоплен большой опыт, благодаря так называемой «игре в портреты», которой увлекались все в парижском салоне Полины Виардо. Смысл игры заключался в том, что Тургенев рисовал несколько профилей, а каждый из участников игры писал под рисунком то, что думал о людях, на них изображенных. Это были сжатые психологические и социальные характеристики.

    Задание: привести в правильное соответствие имена героев «Вешних вод» с портретными характеристиками. Имейте в виду, что это могут быть портреты одного и того же персонажа, но находящегося в разных психологических состояниях. (Учащиеся работают с карточками: семь из них содержат цитаты из текста, семь — имена персонажей (Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов, Джемма, Санин, Карл Клюбер, Панталеоне, фрау Ле-норе).

    Соответствие следующее: карточки 1 и 4 — Мария Николаевна Полозова, 2 и 7 — Ипполит Полозов, 3 — Джемма, 5 — Санин, 6 — Карл Клюбер. К именам Панталеоне и фрау Леноре цитат нет.) Карточка 1 «Когда она улыбалась — не одна и не две, а целых три ямочки обозначались на каждой щеке, и её глаза улыбались больше, чем губы, чем её алые, длинные, вкусные губы, с двумя крошечными родинками на левой их стороне». Карточка 2 «… окинул взором его грузную фигуру, его голову, шею, его высоко поднятый, круглый, как яблоко, подбородок…» Карточка 3 «Нос у неё был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос… — и особенно глаза…

    » Карточка 4 «Когда она щурила глаза, выражение их становилось ласковым и немного насмешливым; когда же она раскрывала их во всю величину — в их светлом, почти холодном блеске проступало что-то недоброе… что-то угрожающее». Карточка 5 «Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи…» Карточка 6 «…красноватый, несколько строгий, отлично воспитанный и превосходно вымытый молодой человек…

    » Карточка 7 «…странная усмешка от времени до времени пучила его бесцветные и уже сморщенные щеки» Уч и т е л ь. Какие черты несут информацию о характере персонажа?

    2) В произведении присутствует некий предметный мир, и каждый из данных предметов несет определенную смысловую нагрузку. Вспомните и скажите, какую роль и в какой ситуации играют следующие предметы: щетка (щетки); железное кольцо; фортепиано. 3) Какова роль подтекста в данном произведении Тургенева и где он присутствует?

    6. Продолжение беседы • Отражаются ли в названии повести и её эпиграфе те события, о которых она рассказывает? (Да, в произведении рассказывается о любви как о могучем чувстве, перед которым человек бессилен, как перед стихиями природы. Такая любовь способна сжигать и разрушать. ) • В произведении мы видим проявление любви как бы в двух её ипостасях: как чувства безмятежного и чувства бурного, подобного половодью, которое сносит все на своем пути. Чья любовь безмятежна?

    (Санина и Джеммы) А чья подобна половодью? (Санина и Марии Полозовой) Какое впечатление производит на вас герой до встречи с Марией Николаевной Полозовой? • Чем характеризуется чувство, которое Санин испытывает к Джем-ме? Каким делает Санина любовь к этой девушке? • А каким делает Санина чувство к Полозовой? Почему такая разница?

    Учитель. Вернемся к формулировке темы нашего урока (обращение к доске) и нашим рассуждениям о двух ипостасях любви (см. выше). А может, дело не в том, что любовь бывает разная, а в том, что некоторые люди не выдерживают испытания этим чувством?

    Найдите авторские характеристики Санина (они содержатся и в его портрете, и в следующих суждениях Тургенева: «Слабые люди, говоря с самим собою, охотно употребляют энергические выражения»; «Когда же все это кончится? Слабые люди никогда сами не кончают — все ждут конца» и др. А насколько красноречив эпизод поведения Санина в Висбадене по отношению к оставшейся во Франкфурте Джемме: в первый день он написал ей пространное письмо, полное эмоций человека, считающегося женихом; во второй день Санин ничего не стал ей писать, обманывая себя тем, что уже завтра он будет во Франкфурте, и в конце концов воровато послал за своими вещами лакея Полозовых, избегая объяснений с Джеммой). 7. Прослушивание результатов работы учащихся, выполнявших задания в мини-группе (Отвечая на последний вопрос, можно назвать и историю одной из книг Гофмана, о котором говорили Санин и Джемма; и молодую липу в Ганау, сломанную шквалом, как образную подсказку последующих событий. Интересно обратить внимание учащихся и на то, что портрет самого героя дается автором только в XIV главе. Чем это вызвано?

    ) III. Подведение итогов урока IV. Домашнее задание 1) Согласны ли вы с эпиграфами, предложенными учителем к уроку? Почему? Какой эпиграф могли бы предложить вы к данному произведению?

    2) Почему Тургенев в своих произведениях неоднократно обращается к людям, не выдерживающим «испытания любовью»? (Оба варианта для высокого и достаточного уровней компетентности) 3) Составить вопросы по главам XXII, XVI и другим по выбору.

    (Средний уровень) 4) Выберите фразу, которая соответствует вашей точке зрения (начальный уровень): А) Джемма ответила на письмо Санина, потому что первая любовь навсегда остается в памяти человека. Б) Джемма ответила на письмо Санина как на любое письмо зна Комого, потому что все чувства к этому человеку уже остыли. Не Было ни обиды, ни сожаления, ни любви.

    В) Джемма ответила на письмо Санина, потому что ей хотелось Потешить свое некогда уязвленное самолюбие: рассказать, как Она удачно вышла замуж, ни в чем не нуждается, и у неё четверо Детей.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: И. С. Тургенев. «Вешние воды»: Метаморфозы любви или «Испытание любовью»?, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Сочинения по творчеству Г. Ф. Квитки - Основьянко
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.