Интегрированный урок по изучению комедии «Мещанин во дворянстве». Часть вторая


  • Попробуем выяснить, с каким эпизодом пьесы связано «награждение» Журдена титулами, обращение к нему окружающих, которое было возможно только в общении с великосветской знатью.

    Ответ. С церемонией облачения Журдена в костюм. Портной и подмастерья тешат тщеславие героя, за что получают от Журдена щедрое вознаграждение.

    Учитель литературы. Пьесы Мольера играют не только в костюмах XVII века. Не всегда режиссеры, ставя его комедии, требуют от художников-модельеров исторической «дотошности», детального сходства костюмов. Правда, многие С этим не согласятся: хочется видеть актеров в ярких, красочных костюмах, с помощью театрального реквизита заглянуть в эпоху классицизма.

    Ж. Бордонов. Наследие Мольера составляют только пьесы, в которых он сказал все самое важное о себе. Не сохранились .рукописи, автографы, письма. Остались, правда, две Мольеровские расписки, контракты да опись имущества, которая позволяет представить, как мог выглядеть костюм Журдена: «Халат из тафты в розовую и зеленую полоску, штаны красного бархата, ночной колпак..., камзол зеленой тафты, обшитый кружевами фальшивого серебра, пояс, зеленые шелковые чулки, перчатки и шляпа, украшенная розовыми и зелеными перьями».

    Художник-модельер. Костюм говорит не только о принадлежности персонажа к тому или иному времени, общественном положении, но и помогает создать образ героя. Сведения об этом можно почерпнуть в книге Е. Киреевой «История костюма. Европейский костюм от античности до XX века» (М., Просвещение, 1976), предназначенной в качестве учебного пособия для театральных учебных заведений. Классицизм, с его строгостью форм и монументальностью, любовью к симметрией достиг блестящего расцвета в архитектуре. Однако почти не нашел отражения в формах костюма. Здесь господствовал пышный, яркий, громоздкий костюм. Франция XVII в. становится одним из законодателей моды. «Пока модных журналов не было, моды рекламировались весьма наглядным способом: со второй половины века ежемесячно посылались в ряд Европейских стран (Англия, Германия, Италия, Россия) по две восковые куклы, одетые по последней моде - «Большая Пандора», рекламирующая придворные платья, «Маленькая Пандора», рекламирующая «неглиже». «Даже во время войны не приостанавливалась пересылка кукол через границу» (Е. Киреева). Для Журдена модная аристократическая одежда - своеобразная визитная карточка вхождения в мир дворянства. В моде были парики - своеобразное воплощение идеи величия и неприступности вельмож. Огромный парик сам по себе заменял шляпу.

    Журден не умеет одеваться, он только этому учится, отсюда постоянные ошибки, вызывающие комедийный эффект. Модный утренний халат из индийской ткани (это старинное наименование ситца, который привозился из Индии в XVII веке и был предметом роскоши) он надевает поверх костюма для фехтования, шляпу - поверх ночного колпака (во время занятий танцами). Аристократическая одежда сыграла с героем «злую шутку». По мнению госпожи Журден и служанки Николь, он выглядит шутом. 15 раз пытается он заставить Николь замолчать, а она все хохочет и хохочет, потешаясь над своим господином, разглядывая его новый наряд.

    Учитель французского языка. Хотелось бы обратить внимание на субъективность переводчика. Господин Журден называет Николь. Любимов переводит это слово как «бесстыдница», «нахальная». Профессор К. А. Ганшина, составитель французско-русского словаря, предлагает перевод для слова Гпропе более яркий - «плутовка», «мошенница», «шельма», «бездельница», «хитрая», «лукавая». Позже Журдена оденут в якобы турецкое, дворянское платье, чтобы разыграть спектакль-ловушку с посвящением в мамуши и таким образом обеспечить счастье Кзонта и Люсиль, браку которых тщеславный мещанин препятствовал.

    Художник-модельер. Интересно, что театральная условность заметна и в использовании масок, что было в традициях старого «фарсового» театра. Маска - одна из деталей театрального костюма, Посмотрите на репродукцию картины знаменитого французского художника А. Ватто «Актеры французской комедии» (около 1712 г., Эрмитаж). В маске актер-мужчина играл госпожу Журден. Знаменитый композитор и музыкант Люлли играл муфтия в маске. Интересно, что маски в XVII в. стали и всеобщей европейской модой, их носили не только легкомысленные женщины, но и весьма приличные - во время праздничных премьер: Чему отдать предпочтение - пышным, сложным костюмам и декорациям, или упрощенному варианту,- решать постановщикам, художникам, но нельзя забывать.

    Учитель литературы. В официальном извещении, сказано, что при дворе был дан балет с шестью выходами, сопровождаемыми комедией «Мещанин во дворянстве». Это особая жанровая разновидность мольеровской комедии, комедия-балет с интермедиями, танцами и маскарадными выходами. В первом действии делают различные движения и всевозможные «па» танцовщики, исполняют менуэт учитель танцев и Журден. Во втором - сцена одевания главного героя представлена как яркое зрелище, как балетный номер. В третьем - танцуют повара, в четвертом - турки. Комедия завершается так называемым «балетом народов», в котором выступают госконцы, швейцарцы, испанцы, итальянцы, французы, пляшущие и поющие на разных языках. Не надо забывать, как считает исследователь Л. В. Каган, что это комедия классицизма, а не бытовая. Жанр комедии-балета в первую очередь был рассчитан на придворные представления. Дорант приглашает госпожу Журден посмотреть придворный спектакль. Господин Журден устраивает балет для маркизы в своем доме.

    Включение вокальных номеров в драматический спектакль считалось смелым шагом, так как, по мнению образованной публики, это нарушало правдоподобие. Музыковеды считают, что Мольер с его комедиями-балетами на музыку Ж. Б. Люлли стоял у истоков комической оперы - оперного жанра, для которого характерно не только комическое содержание, демократизм, но и включение В действие разговорных диалогов, смелое использование ритмической прозы. Это преобразило жанр балета-пантомимы и пасторального балета, помогло преодолеть Слабости и недостатки старого придворного балета.

    Учитель литературы. Завершая урок, хочется сказать, что читатель и зритель бывают разными, высококультурными и недостаточно образованными. И нам, учителям, очень хотелось, чтобы после этого урока вы были не праздными зрителями, а думающими, стремились стать людьми, духовно богатыми и художественно воспитанными, отзывчивыми, неравнодушными, стремящимися познать прекрасный мир содружества муз, языков. Содержание этой фразы Булгаков использовал для создания эпиграфа к пьесе «Кабала святош», написанной в 1930 г.: «Нет ничего, чтобы недоставало для его славы, Его недоставало для нашей славы». «Комедия завершается балетом» - эти слова написаны на обратной стороне доски. Учитель читает их. Звучит музыка, исполняется менуэт.

    Домашнее задание: Написать сочинение по творчеству Ж. Б. Мольера на одну из предложенных тем:

    • «Похвала Мольеру» (Девиз конкурса, объявленного в 1769 г. Французской Академией).
    • «Ты сделал шутку лучшей школой...» (Н. Буало. «Стансы господину Мольеру»)
    • «...Пусть так. Я верю все же, что можно дать шутя уроки молодежи» (Из пьесы «Урок мужьям»).
    • «Смейся же, партер! Смейся!» (Из «Критики на «Школу  жен»).
    • «Шестнадцатилетний Пушкин назвал в лицейском стихотворении «Городок» (1815) Мольера «исполином». Согласны ли вы с этим?
    • «На интегрированном уроке по Мольеру «За его кулисами». Написать работу нетрадиционного типа: рецензия на школьный урок, сочинение в форме диалога «Оратора» (Мольер, Лангранж) и современного зрителя-школьника, в форме дневника труппы. Можно использовать стилизацию «под Мольера» и его эпоху)

    С. В. Тимченко, М. М. Юрковская, учителя  Школы-гимназии  №  3 Днепропетровск

  • Краткий пересказ
    Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.