«Исторический» и «многосторонний» помещик Ноздрев. Текст четвертой главы «Мертвых душ»

  

Сочинение посвященное Ноздреву. Каким предстает Ноздрев в авторской характеристике? Какую черту в его характере писатель считает главной? Следует иметь в виду, что ответить на этот вопрос я несколько труднее, чем в случае с Маниловым и Коробочкой, ибо в отличие от Манилова, не имевшего никакого «задора», или Коробочки, «задор» которой целиком связан с мелочным накопительством, Ноздрев, человек «исторический» и «многосторонний». Он обладает довольно многочисленными «задорами», среди которых можно отметить и «страстишку к картишкам», и «охоту погулять», и выпить, и умение «лить пули» (т. е. врать), и всегдашнюю готовность «менять, что ни есть, на все, что хотите». Задача я в данном случае в том, чтобы за этой «многосторонностью» вразглядели в Ноздреве главное - его наглость и беспардонность: то он «распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать», то расстраивал свадьбу или торговую сделку.

Ноздрев отнюдь не считал это подлостью, и если случай снова сводил его с человеком, которому он «насолил», то он вновь обходился с ним дружески и даже говорил; «Ведь ты, такой подлец, никогда ко мне не заедешь». Анализируя авторскую характеристику Ноздрева, целесообразно напомнить, что было сказано о нем в первой главе. Мы должены прийти к выводу, что авторская характеристика является прямым продолжением и углублением первоначального, как бы мимоходом сделанного замечания.

Анализируя образ Ноздрева, приведенные вопросы нельзя упустить из виду. Необходимо, чтобы все увидели прямую соотнесенность сцены в трактире с авторской характеристикой. Прежде всего, обратим их внимание на то, что всю сцену заполняет стремительный, разухабистый монолог Ноздрева. Окружающим удается вставить в него лишь отдельные реплики. Уже само по себе это красноречиво говорит о ноздревской бесцеремонности, самоуверенности, о том, что его не интересует мнение окружающих. Еще более показательно в этом отношении содержание монолога. Настойчивым лейтмотивом звучат в нем "две темы: «Ну, брат, если бы ты знал, как я продулся!» и «Эх, братец, как покутили!», откровенно выдающие его страсть к картам и пьяным кутежам. Одновременно монолог обнаруживает и другие «задоры» помещика: склонность к заведомой лжи и бахвальству, нелепым обменам и

Попутно обратим внимание, что речь Ноздрева, выразительно оттеняющая его наглость и бесцеремонность (она буквально пестрит всевозможными грубостями и ругательствами типа «дрянь», «свинтус», «скотовод»), лишена внутреннего стержня, какой-то логической связности и последовательности. Сцена в трактире является своеобразной увертюрой к авторской характеристике. Представляя Ноздрева в действии, она помогает читателю увидеть его крупным планом и дает реальный материал для последующих обобщений автора.

3авершив разбор авторской характеристики и сцены в трактире, вспомним, что в доме Ноздрева, когда приехали гости, шел ремонт, и два мужика, стоя на козлах, белили стены; что в кабинете помещика не было ни книг, ни бумаги, зато стены увешаны многочисленными саблями, кинжалами, ружьями и т. п. Все это легко позволит им сделать вывод о бесхозяйственности их владельца, об отсутствии у него каких бы то ни было духовных запросов. Важно почувствовать и оценить весь комизм и предельную выразительность таких деталей, как турецкий кинжал, сделанный мастером Савелием Сибиряковым, кисет, вышитый какой-то графиней, влюбившейся якобы в Ноздрева на одной из почтовых станций, шарманка, в которой мазурка неожиданно прерывалась песней «Мальбрук в поход поехал» и т. д.

В каждой из этих деталей - весь Ноздрев с его готовностью сочинить любую небылицу, прихвастнуть, совершить нечто неожиданное даже для самого себя. Не менее выразительно оттеняет характер Ноздрева и описание его имения, в котором легко обнаружить печать упадка и запустения, нежелание и неумение его обладателя вести хозяйство: на водяной мельнице нет порхлицы, кузница тоже, наверное, стоит пустая, поле для посевов, расположенное в низине, затоплено водой и покрыто кочками, и т. д. Но помещику нет до этого дела. Главной его заботой являются конюшня, в которой оказалось только три лошади (остальные же стойла были пустыми) и псарня, где помещик чувствовал себя настоящим «отцом семейства». В сцене на псарне обратим внимание прежде всего на клички ноздревских собак. Это преимущественно глаголы в повелительном наклонении: Стреляй, Обругай, Допекай и т. д.,- деталь, емко передающая необузданный характер и нрав опять-таки самого помещика, его всегдашнюю готовность к шумным скандалам и ссорам.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: