Иван Малкович. «С ангелом на плечах». Глубокие Раздумья Современного Поэта

  

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами:

  • Творчество каких писателей вам нравится? Чем именно?
  • Каким образом вы воспринимаете писательскую деятельность того или другого художника слова? В связи с чем это происходит?
  • Какие поэтические произведения являются актуальными на современном этапе?
  • Что делать для того, лишь бы защититься от нечистой силы зла?
  • Как творческая деятельность художников слова влияет на внутренний мир читателя, его интеллект, мировоззрение, кругозор, общую культуру?

III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности

IV. основное содержание урока

1.         Жизнь и творчество Ивана Малковича (материал для учителя)

ИВАН МАЛКОВИЧ (Род. в 1961 г.)

Поэт, издатель. Родился в с.Березовые Нижнего Косивского района на Ивано-Франковщине в крестьянской семье. Закончил скрипичный класс Ивано-Франковского музыкального училища. После окончания филологического факультета Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко работал редактором издательств «Радуга», «Молодежь». Тогда им было подготовлено в печать немало красивых изданий (произведения Т. Шевченко, Леся Украинки, Б.-И. Антонича), а новых замыслов было еще больше. Чтобы их осуществить, 1992 основал собственное издательство « ла-ма-га», на счете которого ныне полсотни разнообразных, чудесно иллюстрированных детских книжек на украинском языке. И. Малкович имеет стихотворные переводы и перепевы (с польской, английской, русской литератур). Оригинальное творчество представлено поэтическими книжками «Белый камень», «Ключ», «Стихе», «С ангелом на плече».

«С каждой осеннюю остается все более меньшая горстка слов, которые все время хочется иметь с собой, о сути которых хочется думать - просто думать и все.

И когда все же отваживаешься что-то записать, всегда рискуешь сдаться банальным, ведь так многие люди любили эти слова, дышали ими. Стремишься простоты и естественной изысканности, а вместе с тем все чаще приходится упоминать Горация: «Откуда, например, этот кувшин, если ты к амфоре брался?..».

Правда, чему-то чем дальше охоче браться именно к кувшинам: красивый, складный кувшин иногда лучший за амфору...

А впрочем, всегда остаются пусть три роскоши; перечитывать любимых (которых чему-то также уменьшается), укладывать мысленные антологии и долго вглядываться в окно».

2.         Обработка содержания поэзии и. Малковича «С ангелом на плече»

2.1.      Выразительное и осознанное чтение стиха.

2.2.      Тема: изображение лирического героя, которого ангел на плечи старается уберечь от злая, жестокости, бедствия.

2.3.      Идея: возвеличивание ангела, который является оберегом каждого человека.

2.4.      Основная мысль: ангел -охранник - это то, что должен иметь автор поэзии, любой человек.

2.5.      Жанр: философская лирика, старосветская баллада.

2.6.      Стихотворный размер: хорей.

2.7.      Художественные средства поэзии. Сравнение: «идет лелейно, как дитя».

Эпитеты: «уста горячие», «ветер вращательный», «ангел едва живой», «серый маятник жизни», «Ирод моровой».

Метафоры: «воет Ирод», «ветер веет», «маятник бухка», «не дышит свеча», «уста дрожат».

Повторы: «идет и идет», «при Господней при свече», «с янголом на плечи».

2.8.      Составить информационное гроно к слову « ангел » (работа в малых группах).

верность и ответственность искренность и доброта оберег Ангел  > умение одолевать трудности

целеустремленность и мужество честность и порядочность стабильность

2.9.      «Микрофон». Мотивируйте, есть ли у вас ангел на плече?

2.10.    Обсуждение содержания поэзии. Беседа за вопросами:

  • Дайте определение балладе как жанра художественной литературы. (Баллада - жанр лиро-эпической поэзии фантастической, историко-героической или социально-бытовой тематики с драматическим сюжетом).
  • Чему И. Малкович свое произведение назвал старосветской балладой?
  • Чем объяснить то, что герой произведения движется темно с «свечой»?
  • Что символизирует темень в балладе?
  • Что вам известно о ангела? Как он ведет себя, находясь на плечи у неизвестного?
  • Охарактеризуйте движение неизвестного. О чем он свидетельствует? (Идет в нигде, у невозврат, Идет лелейно, как дитя)
  • Почему жизнь у героя произведения серое? С чем это связано?
  • Имеет ли неизвестный жизненную цель? Чем вызвано то, что он «по миру слоняется»?
  • Чему неизвестный, идя, держит в руках Господнюю свечу? Как Сам Всевышний относится к герою баллады?
  • Какими чувствами пронимается неизвестный во время походки?
  • С какой целью неизвестный в конце произведения обращается к ангелу.
  • Мотивируйте, можно ли охарактеризовать человека за поведением ее ангела. Есть ли у вас ангел? Каким образом вы его ощущаете?
  • Какие впечатления у вас возникли после ознакомления с этим произведением?

2.11.    «Микрофон». О чем вы спросили бы своего ангел?

 V. Закрепление изученного материала

1.         Проведение тестового опрашивания

1.         По жанру, как определил сам писатель, данное произведение:

а) элегия; б) ода; в) старосветская баллада; г) философский трактат.

2.         Кто-то одиноко шел:

а) по лесной тропе; б) ночью; в) вдоль берега реки; г) по широкому пути

3.         Свечу в произведении И. Малкович называет:

а) Всевышней; б) Святой; в) Господней; г) Волшебной.

4.         Герой поэзии двигался:

а) на север; б) домой; в) к озеру; г) у невозврат.

5.         Походка неизвестного напоминает движение:

а) старца; б) молодого человека; в) ребенка; г) юноши.

6.         Цвет маятника жизни:

а) серый; б) бледно-розовый; в) белоснежный; г) голубой.

7.         Автор произведения упрекает неизвестному за то, что он:

а) слоняется по миру; б) не уважает людей преклонного возраста;

в)         стремится обогатиться за счет других;

г)         не желает придерживаться христианских законов.

8.         И. Малкович, характеризуя ветер, отмечает, что он:

а) порывистый; б) юго-восточный; в) распущенный; г) вращательный.

9.         Янгол, находясь у героя произведения на плечи:

а) стонет едва живой; б) дрожит и дрожит; в) старается довести свое превосходство над человеком; г)            обливается слезами.

10.       Кого касается фраза «воет... моровий»? а) Ангела; б) монаха; в) Ирода; г) Господа.

11.       После продолжительной походки свеча неизвестного:

а) погасшая; б) не дышит; в) начала коптеть; г) разгорелась, будто пламя.

12.       Неизвестное, уже продолжительное время двигаясь, обратился к ангелу с просьбой:

а) «Защиты меня от бедствия»; б) «Дай силы и сохрани меня»;

в) «Не упасть с плеча»; г) «Поддержи огонек свечи».

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2.         Работа на карточках

Карточка № 1

1.         Исследуйте, как изменяется поведение ангела в течение хода неизвестного? Чем это вызвано? Свои наблюдения обоснуйте.

2.         Какое значение, по вашему мнению, имеет образ свечи в произведении? Как этот образ помогает осмыслить поведение героя произведения?

 3. Маятник жизни при ходе неизвестного все сильнее:

а) колеблется; б) бухка; в) скрегочит; г) дзеленчит.

Карточка № 2

1.         Доведите, что ангел  - защитник человеческой души. Отвечая, ссылайтесь на содержание поэзии и собственный опыт.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: