Качества хорошей речи. Недочеты, разрушающие свойства хорошей речи

  

Чтение вслух художественного текста повествовательного характера Цели: познакомить учащихся с основными качествами хорошей речи; указать на недостатки речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к русскому языку, его многовековой истории. Оборудование: памятки для говорящего и слушающего.
ХОД УРОКА I.
Актуализация опорных знаний Работа с памятками для говорящего и слушающего, подготовленными учащимися (см. урок № 13).

Какие правила нужно помнить, слушая товарища?

Как нужно уметь говорить, чтобы другим было интересно? II.

Постановка целей и задач урока III.
Объяснение нового материала

Как вы считаете, что еще нужно для того, чтобы вас вниматель Но слушали?

(Правильная, эмоциональная, грамотная речь) 1. работа по учебнику Знакомство с качествами хорошей речи (с. 227). 2. Запись в тетрадь качеств хорошей речи 1) Последовательность изложения. 2) Соблюдение языковых норм. 3) Отсутствие повторов. 4) Обогащение речи выразительными средствами. Однако существуют недочеты, которые мешают сделать речь красивой. Наиболее грубые моменты, на которые все обращают Внимание во время слушания товарищей,— это повторы в речи, употребление слов-паразитов: ну, э, это... Избегайте таких недочетов. IV. Проверка домашнего задания

А как избегают недочетов речи писатели? Чтение заранее подготовленных текстов.

Найдите в текстах качества хорошей речи, с которыми мы сегодня познакомились. V.
Закрепление изученного материала 1. Тренировочные упражнения Упр. 409 (письменный отбор слов).

Устный пересказ созданного текста с учетом требований к хорошей речи. 2. Выборочный анализ учителем письменных изложений VI.
Итог урока

Чего следует избегать при изложении своих мыслей?

Над какими качествами хорошей речи вам еще нужно поработать? VII.

Домашнее задание Для всех Напишите подробное изложение по тексту упражнения № 5, поработав над ним, как мы работали в классе. Не забудьте составить план и орфографический словарик. На полях тетради поставьте вопросительные знаки напротив слов, в написании которых вы сомневаетесь. VIII. «На закуску» Послушайте текст. Какие выводы из него мы можем сделать?

Иван Сергеевич Тургенев не напрасно призывал относиться к языку с благоговением. Подумайте сами. Много столетий назад жили наши предки — сначала гордые и свободолюбивые анты, потом создавшие свое могучее государство русичи. И они на заре истории говорили уже по-русски, на том языке, которым пользуемся и мы с вами. Русский народ шел своим историческим путем век за веком. Как ни менялось его лицо, лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване IV, и во дни 1812 года.

Что же скрепляло его единство? Я думаю, мы не ошибемся, если ответим: русский язык! Он прожил долгие, очень долгие столетия. Он менялся из года в год, из века в век, и все же за тысячелетия остался тем же русским языком. Давайте же и мы,— кому выпало на долю счастье и честь знать русский язык,— изучать его глубоко и пристально, чтобы речь каждого из нас была достойна великой истории этого могучего и свободного языка. (По Л. Успенскому)

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: