«Как манит король» (по балладе «Лесной король»)

  

Поэзия Гете, бесспорно, предрасполагает нас духовностью, которая опирается на жизненный опыт. Замысел написать балладу «Ольховый король» возник у поэта после знакомства с датской народной песней «Дочь короля эльфов», что воссоздает мистический страх перед вражескими и бескомпромиссными силами природы. Эти два произведения похожи только в пределах определенных характеристик: фантастичность, таинственность, мифология, смерть персонажа. Действующие лица «Ольхового короля» - взрослый мужчина (отец мальчика), лесной король и ребенок - мальчик.  У поэта мистичность не имеет фатального и однозначного толкования, так как объясняется реалистическими ночными страхами ребребенка. Сюжет максимально выразительный, без особых описаний - в форме диалога, который происходит от фольклорных баллад. Аллегория, сказочность образов также прослеживается из устного народного творчества. Выразительности балладе предоставляет ритм, который напоминает отвесный бег коня, он подчеркивает напряженную динамику сюжета.

Природа возникает в произведении в оскорблении ольхового короля, что является воплощением таинственных сил, которые враждебно относятся к людям. Тем не менее, подумаем вот над чем: природа!.. Негаданно и неожиданно она захватывает нас в свой круговой танец и крутит, до тех пор пока мы, обессиленные, не выпадаем из ее рук», - так писал Гете о природе. Этому соображению подчинена и баллада «Ольховый король».

На реальное происхождение вещей (отец возвращается с сыном домой, овеваемым ночными страхами ребенка) будто накладывается фантастически-мифологический сюжет. Появляется таинственный и ужасный ольховый король («Он в короне, хвостатый господин!»), он зовет ребребенка к себе: «Ко мне, мой младенец!» Старается заманить золотом: «Из золота слиты чертоги мои». Дальше предлагает развлечения, песни:

  • «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
  • Узнаешь прекрасных моих дочерей:
  • При месяце будут играть и летать,
  • Играя, летая, тебя усыплять!»

Король не только приваживает, он старается забрать душу и жизнь малыша. Реальное и фантастическое передается через восприятие одних и тех же предметов сыном и отцом совсем по-разному: король - туман, заманивание - колыхание ветвей, дочери лесного короля - вербы.  Отец, наверняка, не верит в существование необыкновенных и таинственных сил, он человек практичный, поэтому и успокаивает ребенка на собственное усмотрение. Мальчик же, наоборот, чрезвычайно взволнован, интуитивно ощущает, что ему тяжело выстоять против таких чар-сил:

  • «Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
  • Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать»

Трагический конец подтверждает, что предчувствия ребенка оправдались. Таким образом, целиком оправданным будет утверждение, что лесной король: это сама природа. Язык лесного повелителя преисполнен мистической непобедимой энергии. Ребенок боится лесного повелителя короля. Тем не менее, эта неизведанная сила влечет и притягивает к себе, возможно, именно мальчик - это дитя природы - и олицетворяет в себе все человечество, которое никак не может найти общий язык с природой, не может найти тех гармонических отношений, где не было бы места неоправданным трагедиям. Поэт философски подал балладу об отношениях человека и природы, чтобы побуждать людей к поиску необходимой гармонии.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: