Как писать сочинение по драме Леси Украинки «Лесная песня»

  

А сейчас давайте попробуем оказаться в сказке, в лесной сказке. Наверное, вы догадались, о чем речь идет? Конечно, это бессмертная «Лесная песня» Леси Украинки. Читая это произведение, мы с вами попадаем в удивительное царство фольклорных образов: Тот, что плотины рвет, Русалка, Водяной. Взаимоотношения этих существ напоминают взаимоотношения между людьми, но такие, где противоположные силы составляют единое целое, единую гармонию. Это еще не все герои. Появляется перед глазами Леший, Мавка, Прелестник. Это совсем не страшные существа. Особенно дядя Лев и его племянник Лукаш. Дядя Лев «очень добрый с виду», у него «длинные волосы белыми волнами спускаются на плечи из-под седой шапки-рогатки». Лукаш, наоборот, оказывается очень молодым, чернобровым, стройным, младенчески любознательным.

И опытный дядя Лев, и юный Лукаш именно из тех одаренных буйной фантазией людей, которые могут поймать сказку ветра, земли, месяца, воды, птички, дерева, трав, а силой своего мудрого слова одухотворить добро, красоту или обезвредить зло; они из тех людей, которые в лесу могут «встретить» Лешего и Прелестника, Мавку и Русалку, Водяного. На лоне весенней природы Лукаш встретился с лесной красавицей Мавкой, которая пленилась звуками его свирели. Зародилась любовь молодых сердец, зацвела от радости природа. На голос свирели Лукаша, его «веснушки отзывается кукушка, потом соловушка, расцветает дикая мальва, белеет цвет калины, боярышник стыдливо розовеет, даже черный безлиственный терновник являет нежные цветы».

Но, сначала невыразительно, а потом все рельефнее будут проступать и те препятствия, те барьеры, которые сковывают человеческое счастье, человеческий вечный порыв к прекрасному. Мавка удивлена, что Лукаш стыдится сказать девушке о ее красоте, что он сам себе не найдет пары. Поэтому Леший и предупреждает Мавку, что среди людей нет воли. Эта же беда постигла и Килину. Оставшись вдовой с двумя детьми, она заботилась прежде всего о том, как их накормить, одеть, как утвердить для них «авторитет» среди людей. И в погоне хотя бы за какими-нибудь материальными достатками, за самым необходимым для существования своих детей, она также растеряла свои духовные сокровища, а может, даже не смогла их и приобрести за той беспрерывной заботой о хлебе насущном.

Самое страшное, что много таких несчастных, которые порабощены мелочными заботами, не чувствуют себя рабами этих забот. И для того, чтобы «рабы» постигли свое положение и ощутили, насколько воля прекрасная по сравнению с рабством, Леся Украинка «посылает» к людям Мавку. Мы видим эту лесную девушку и понимаем, что она является символом идеального, гармоничного человека, который согласовывает свои нужды с законами природы, познает мир через свое «я», живет любовью к человеку и способен на самопожертвование во имя человека, так как имеет «в сердце то, что не умирает». Мавка является воплощением всего доброго, красивого, светлого, является воплощением  счастья.

Мавка борется за себя, за свое место среди людей, за утверждение среди них красоты. Даже когда ее обижают, даже когда Мавка, побеждена на какой-то миг, она прекрасна. Ведь и здесь она, имеет силы от светлой любви, не повинуется горю, а борется за красоту жизни. Вот здесь нам и надо остановиться и ответить на вопрос: в чем смысл человеческого счастья? Ведь нам нужно писать произведение именно по этой теме. Оказывается, что главное в человеческой жизни не наесться вволю, чтобы и встать было невозможно, и не приобрести самую крутую иномарку, чтобы все поумирали от зависти, и не стать фотомоделью с двухметровыми ногами. Надо лишь немного быть подобными Мавке, ведь она - это символ прекрасной мечты, поэзии, любви и, наконец, красоты. Надо быть мудрым, добрым, творческим, гармоничным, тем человеком, который в полете за своим счастьем постоянно бьется со злом, радуется и страдает, падает и поднимается, гибнет и воскресает, но летит, и только к красоте.

Чтобы раскрыть тему сочинения, нужно сопоставить образы Мавки и Лукаша, дяди Льва и, конечно же, образы матери Лукаша и Килины. Надо определить основные черты, которые более всего характеризуют тот или иной образ. Попробуем это сделать. Начнем, например, с Лукаша. Он не владеет цельным характером, не умеет сохранить надолго своего поэтического порыва. Да и как в обстоятельствах, в которых он живет, ему, доброму, послушному мальчику, развивать «цвет души»? Некоторое время он еще защищал Мавку и себя, но, в конце концов, его податливая, раздвоенная натура (это совсем не похоже на раздвоение личности) подвергается влиянию обстоятельств («И видишь... и мать все грызут за тебя!.. им невестки надо...»). Такая жизнь. В глухом полесском селе Лукаш не мог стать другим человеком. Его драматизм именно в этом и заключается. Лукаш просто не осознает настоящее счастье, не может найти цель в жизни. Он имеет «певческую душу», но не понимает, не умеет взвесить сокровища своей души. «А что же оно такое?» - спрашивает он Мавку об этих сокровищах.

Наибольшая трагедия Лукаша в том, что он не может своей жизнью приравняться к тому поэтическому дару, который есть в нем, не может развить этот дар. Мавка видит изменения, которые происходят с ее любимым, видит, что его «цвет души» вянет, его засасывает обыденщина, что он топчет чудоцветы, которые расцвели весной. И ей становится грустно, что Лукаш не может «своей жизнью к себе приравняться». Возможно, именно в этом смысл человеческой жизни: познать самого себя, реализовать все свои наилучшие мечты и надежды, прежде всего духовные, стать таким, каким тебя задумала природа, стать подобным Мавке.

Всю силу чувства перелила Леся Украинка в бездушное лесное существо - Мавку - и произошло чудо: Мавка ожила. Первое, что бросается в глаза, - это поэтичность и лиризм языка Мавки. Так может разговаривать лишь человек искренней и чистой души. Эта лесная девушка не понимает, что можно потерять волю, встретившись с неискренним мужчиной. В понимании Мавки природа не мертвая, не немая. «Немого в лесу у нас нет ничего» - целиком серьезно и убедительно заявляет она Лукашу. Дитя леса, она понимает язык цветов, деревьев и даже объясняет любимому, о чем говорит дикая мальва с ясенем. А какая любовь у Мавки! Она не знает раскаяния, не знает фальши. Ее любовь несовместима ни с каким расчетом, компромиссом, она намного выше и благороднее любви Лукаша. Мавкино чувство достигло такой глубины, что оно стало вечным. Ее благородство показывается и в других ее чувствах и поступках. Она поранила себе серпом руку, чтобы своей кровью спасти хотя день красоты Русалки Полевой. Она заграждает дорогу Бедности, стараясь спасти дом своей соперницы Килины от нужды. Она не платит злом за зло Лукашу. Наоборот, возвращает ему снова человеческий образ, хотя он и сильно предал любовь. Возможно, это и есть смысл человеческой жизни - всегда помогать другим, даже своим врагам; искренне любить, не считаясь ни с чем. Об этом мечтала Леся Украинка. Сделайте ударение на этом в своем произведении.

Но в обществе, построенном на социальной несправедливости, жизнь и мечта находятся в постоянном противоречии. Пример тому - образы Килины и матери Лукаша, их нездоровые инстинкты глушат «цвет души», сеют эгоизм, вражду. Матери не нужна игра Лукаша на свирели («все играй и играй, а ты, работа, стой!»), не радуют ее цветы, посаженные Мавкой, не радует красота природы. Она вражески относится к Мавке, так как мечтает о другой, лучшей рабочей силе, которая в том обществе имеет название невестки. Не лучше и Килина. Она нравится Матери, так как своевременно в поле «обработалась», а главное, выхваляется своей молочной коровой «турского завода», демонстрирует свое «трудолюбие» - упорно напоказ жнет. Все это делается потому, что Мать привлекает в Килине здоровая рабочая сила и молочная корова. Килину же привлекает перспектива выйти замуж за  молодого красивого юношу, привлекает его «почва и дом». У обеих - точный расчет, который руководит ими. Это и есть смысл их жизни.

Когда же стремления были удовлетворены, то ни Мать, ни Килина уже не маскируются искусственной любезностью, а становятся откровенно наглыми. Сопоставляя эти образы с образом Мавки, вы сможете довести, что намерения лесной девушки намного лучше, благороднее. Поэтому именно на нее и нужно равняться. Относительно дяди Лукаша - Льва, то этот мудрый старый полесский дед со здоровой душой и благородным сердцем стоит в стороне мелких ссор, корыстолюбия. Добрый, правдолюбивый, он соблюдает всегда верность слову, он понимает красоту и ценность леса и предохраняет его от смерти. Зато и природа, ее силы уважают дядю Льва, так как он является живым примером для гармонии в отношениях человека с природой. Не к этому ли стремится любой из нас? В выводе не забудьте связать свои мысли с современностью: изменилось ли сейчас понимание понятия «смысл человеческой жизни».

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: