Какие жесты и позы влияют на первое впечатление о лекторе?

  

Лектору, особенно начинающему, нужно обратить внимание на свою жестикуляцию и позы во время выступления. Так, всё многообразие жестов можно разделить на три вида: значимые, выразительные и побочные. А также основам педагогического мастерства можно обучится здесь http://pedagogika.org/publ.

Значимые жесты — утвердительный кивок, неуверенное пожатие плечами, — такие, которые могут служить в разговоре самостоятельной репликой.

Выразительные жесты служат для подчёркивания каких-то собенно важных, эмоциональных, убедительных мест речи. Поэтому их надо расходовать экономно: чем реже вы будете обращаться к выразительным жестам, тем весомее они будут казаться. Так, например, слишком частые, однообразные, либо суетливые движения руками приедаются, надоедают, или хуже — становятся неприятными и могут раздражать.

Жесты третьего типа — побочные, так как они больше всего вредят оратору. Мы имеем в виду непроизвольные движения, которые отвлекают аудиторию от содержания выступления, а иногда производят даже комическое впечатление.

Поза, или система «взаимоотношений» лектора с трибуной, характеризуется двумя типовыми недостатками — «навязанностью» и «замороженностью».

Навязанность позы — это пассивное приспособление лектора к условиям трибуны. Допустим, он близорук. И вот он сгибается над бумагами в неудобном положении, лишь изредка меняет его только затем, чтобы на миг распрямить затекшую спину. Соответственно и речь у лектора становится невыразительной, менее свободной, менее; «личной». Замечено, что физическое неудобство, напряженность, «зажатость» отражаются и на других, отнюдь не физических сторонах поведения человека. Как поступит в этом случае опытный лектор?

Во-первых, он заранее примет меры, чтобы близорукость ему, не помешала — подберёт сильные очки, напечатает текст конспекта крупным шрифтом.

Во-вторых, он ни в какой, даже самой трудной ситуации, не пожертвует контактом со слушателями и подчинит все остальное задаче успешного общения с аудиторией. Помнится, как-то, выступая перед довольно ответственной аудиторией, один ученый за несколько минут до выхода на трибуну разбил очки. Другой оратор на его месте зарылся бы в бумаги, начисто лишив себя возможности полноценного общения со слушателями и, значит, сведя эффективность выступления к нулю. Иначе поступил оратор, о котором идет речь. Он бегло просмотрел свои записи в оставшиеся минуты, а затем отложил их и вышел на трибуну совсем без конспекта или плана и достаточно быстро установил живое общение с залом. Но вот он дошел до того места в своем выступлении, где должен привести точные данные, оставшиеся в его записях. Тогда он сказал примерно следующее: «Здесь я хотел привести точные цифры, но без очков мне их трудно найти, а наизусть я их не помню. Но для нас с вами важнее то, что из них следует. А следует из них вот что...» И так как к этому моменту его престиж был уже высок, ничего плохого не произошло, напротив, установилось нечто вроде дополнительного взаимопонимания с аудиторией.

Замороженность позы — это ограниченность выразительных средств, диктуемая положением оратора на трибуне. Сойдя с нее и находясь «а авансцене, лектор может в случае необходимости двигаться, наклоняться в сторону зала, может более свободно жестикулировать. Поэтому если у вас есть возможность не подниматься на трибуну, воспользуйтесь ею. Правда, для этого надо уметь оторваться от текста, что требует опыта и искусства. Но как много дает общение с аудиторией «лицом к лицу», без трибуны и даже когда нужно начинать выступление с неё, то через несколько минут оправдано выходил на авансцену.

Быть может, целесообразно посоветовать организаторам выступлений поискать иные варианты оформления сцены. Например, очень удобен небольшой столик, на который можно положить записи, выйти на сцену, а затем в случае необходимости вернуться к ним.

Трибуна имеет и ещё один минус — она не позволяет видеть выступающего целиком, а это уменьшает впечатление от личности лектора.

Так или иначе, у хорошего лектора всегда есть свое «лекторское лицо», этому он обязан значительной частью, своего успеха. Умение создать такой образ применительно к своим внешним и внутренним данным входит в число его важнейших профессиональных умений.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: