Цель: через анализ художественных картин, проникновение в поэтическое написание повести, помочь ученикам постичь неповторимый колорит и обворожительность Гуцульщины, самобытность гуцул, раскрыть их своеобразное мифологическое мироощущение; совершенствовать умение, анализировать художественное произведение; воспитывать интерес и уважение к гуцульским обычаям и верованиям.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: записи коломыек, иллюстрации к повести художницы Елены Кульчицкой, Элеоноры Уоффе, Леонида Карташова, Георгия Якутовича («Встреча вражеских родов», «Иван и Маричка над потоком»), карточки на каждую парту с толкованием диалектных слов.
Поэтическая самобытность Гуцульщины -
не только в экзотических пейзажах, а и в воображении и сердце гуцул.
Кажется, что пихта и человек здесь вырастают из одного корня...
Иногда природа оживает в человеческом воображении странными образами - и тогда
появляются разные видения, духи, совершаются легенды и сказки.
Н. Горик
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационный этап
- 1. Выяснение эмоциональной готовности к уроку
- 2. Актуализация субъектного опыта и опорных знаний
Литературная игра «Закончи предложение»
1. В украинской литературе М. Коцюбинский известен, прежде всего, как…(Импрессионист)
- Слово «іntermezzo» означает…(Передышка, пауза)
- Новелла «Intermezzo» посвящена…(Кононивским полям)
- В начале новеллы «Intermezzo» и в ее финале имеется образ…(Моя усталость)
- Признаком драматического произведения в новелле является… (Перечень действующих лиц в начале произведения)
- «Соединяла небо с землей в громкую арфу и играла на струнах симфонию поля» действующее лицо новеллы…(Жаворонок)
- Исследователи, изучая жанровую специфику новеллы «Intermezzo», относили ее к…(Поэзии в прозе)
- Овчарка Павла символизирует…(Дворянство), Трепов — … (Жандармерию), Аверкий — … (Приниженное крестьянство)
- М. Коцюбинскому «присвоили титул»…(Солнцепоклонник)
- Новелла «Intermezzo» написана во…(Время реакции)
- Кульминацией новеллы является эпизод — … (Встреча художника с крестьянином)
- Отрывок «Прощайте. Иду среди людей. Душа готова, струны тугие, настроенные, она уже играет» является элементом сюжета — … (Развязкой)
- Докажите тезис: «Новелла «Intermezzo» - яркий пример синкретизма творческой палитры М. Коцюбинского». Что роднит новеллу с лирикой, музыкой, живописью».
- Определите, какие слуховые и зрительные образы усиливают в новелле минорную тональность, а какие - мажорную?
III. Объявление темы урока, определение цели.
Эмоциональная подготовка к восприятию учебного материала
Учитель. Я сейчас предлагаю вам прослушать голос Карпат.
Просмотр видеокадров с карпатским ландшафтом, бытом гуцул. Музыкальное сопровождение - голоса свирели, трембиты, звучание коломыек.
Украинские Карпаты... Достигают они неба не только вершинами. Они высокие своим духом и неповторимой красотой, песнями-коломыйками, звоном горных потоков, широкими горными долинами.
Все это, а еще – вечная загадочность Гуцульщины привлекли к себе М. Коцюбинского и вдохновили на творчество. Это станет предметом нашего разговора сегодня.
Зачитывание темы, эпиграфа, запись в тетради. Определение цели
I. Обработка учебного материала
1. История написания произведения, источники произведения, его название
Михаила Коцюбинского-Художника, писателя-человековеда, художника-исследователя привлекали Карпаты.
Замысел повести возник у писателя в 1910 г., когда он впервые побывал на Гуцульщине. Писатель встречался с гуцулами, изучал их обычаи и обряды, легенды и поверья. Все время он проводил в странствиях, бывал в горах, возвращался с горных долин с цветами. Когда крестьяне высказывали удивление его любознательности, то отвечал, что хочет написать правду о гуцульской жизни.
Кроме личных впечатлений, работая над повестью, пользовался фольклорно-этнографическими сборниками В. Гнатюка, И. Франко.
Название повести возникло не сразу. Первое - «В зеленых горах», не удовлетворило писателя. Перебирает другие варианты: «Голос веков», «Дыхание веков», «Отголосок веков», «Наследство веков», «Сила забытых предков» и т.п..
В конце концов, останавливается на названии «Тени забытых предков».
- Что могло не удовлетворять писателя в названии?
- Какое название самое удачное по вашему мнению и почему?
Первое название не удовлетворило писателя, наверное, потому, что в нем не было главного - мифологического мира, в котором жили люди, не было углубления в седую давность, о которой автору так хотелось рассказать и которая живая и по сей день.
Окончательное название намекает на загадочность, сказочность и дыхание веков. Оно самое точное.
Заголовок указывает на злободневность затронутых проблем. Предки забыты, но их боли и радости, поиск тенями живут и сейчас повторяются в нас.
2. Работа с текстом. Природа в повести
Слово учителя
Из записной книжки и набросков М. Коцюбинского к произведению видно, какие странные, причудливые образы вызывает у него карпатская природа. Его поражают «горы, которые векуют в такой тишине, которые слышат даже дыхание скота». Когда плывут тучи, их «лицо» кажется писателю движущимся. «Грустные горы укрыла печальная пихта», «Кудрявый Черемош сердито поблескивал сединой и светился под скалы нехорошим зеленым огнем», «В тихих местах Черемош как седой вол, а там, где ему твердо лежать, он скачет бешено с камня на камень».
Вся природа одухотворена.
Эти и другие образные зарисовки природы почти в неизменяемом виде входят в произведение.
Беседа
• Найдите описания природы, которые, на ваш взгляд, самые поэтические.
Обоснуйте свой выбор.
• Какие художественные образы — плод творческого воображения писателя — вызывают увлечение и удивление?
В процессе беседы учитель делает ударение на том, что природа в повести выходит за пределы традиционных функций пейзажа. Она не просто фон или своеобразный контраст к изображаемым событиям. Гуцульские виды видятся нам глазами Марички, Ивана, Палагны, Николая. Только изредка о них рассказывает сам автор. Мир природы и мир человека не идут параллельно - они одно целое.
Зачитывание первого эпиграфа как обобщение исследованного и обсужденного и как переход к следующей задаче.
3. Работа с текстом
Мировоззрение и мироощущение гуцул, картины жизни и работы.
Словарная работа
Тропинка — горная тропа.
Горная долина — значительный участок без леса в Карпатах, который используют для пастбища и сенокоса.
Маржмнка — скот.
Флояра — разновидность сопилки, которая имеет почти метровую длину и распространена на Гуцульщине.
Крисаня — шляпа, брыль (от слова поля шляпы — отогнутые края шляпы).
Спузар — сказочник, знаток и рассказчик сказок, легенд, пересказов.
Легинь — парень, юноша.
Черес — широкий, кожаный пояс, сшитый из двух ремней так, что имеет внутри пустоту для денег и т.п.
Нявка — мавка.
Чугайстир — добрый лесной дух.
Щезник — злой дух, леший.