Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству М. М. Коцюбинского > Картины жизни гуцул, мироощущения в повести «Тени забытых предков»


     
  • Картины жизни гуцул, мироощущения в повести «Тени забытых предков»

    Цель:               через анализ художественных картин, проникновение в поэтическое написание повести, помочь ученикам постичь неповторимый колорит и обворожительность Гуцульщины, самобытность гуцул, раскрыть их своеобразное мифологическое мироощущение; совершенствовать умение, анализировать художественное произведение; воспитывать интерес и уважение к гуцульским обычаям и верованиям.

    Тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: записи коломыек, иллюстрации к повести художницы Елены Кульчицкой, Элеоноры Уоффе, Леонида Карташова, Георгия Якутовича («Встреча вражеских родов», «Иван и Маричка над потоком»), карточки на каждую парту с толкованием диалектных слов.

    Поэтическая самобытность Гуцульщины -

    не только в экзотических пейзажах, а и в воображении и сердце гуцул.

    Кажется, что пихта и человек здесь вырастают из одного корня...

    Иногда природа оживает в человеческом воображении странными образами - и тогда

    появляются разные видения, духи, совершаются легенды и сказки.

    Н. Горик

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Мотивационный этап

    1. 1.   Выяснение эмоциональной готовности к уроку
    2. 2.   Актуализация субъектного опыта и опорных знаний

    Литературная игра «Закончи предложение»

    1. В украинской литературе М. Коцюбинский известен, прежде всего, как…(Импрессионист)

     

    1. Слово «іntermezzo» означает…(Передышка, пауза)
    2. Новелла «Intermezzo» посвящена…(Кононивским полям)
      1. В начале новеллы «Intermezzo» и в ее финале имеется образ…(Моя усталость)
      2. Признаком драматического произведения в новелле является… (Перечень действующих лиц в начале произведения)
      3. «Соединяла небо с землей в громкую арфу и играла на струнах симфонию поля» действующее лицо новеллы…(Жаворонок)
      4. Исследователи, изучая жанровую специфику новеллы «Intermezzo», относили ее к…(Поэзии в прозе)
      5. Овчарка Павла символизирует…(Дворянство), Трепов — … (Жандармерию), Аверкий — … (Приниженное крестьянство)
      6. М. Коцюбинскому «присвоили титул»…(Солнцепоклонник)

     

    1. Новелла «Intermezzo» написана во…(Время реакции)
      1. Кульминацией новеллы является эпизод — … (Встреча художника с крестьянином)
      2. Отрывок «Прощайте. Иду среди людей. Душа готова, струны тугие, настроенные, она уже играет» является элементом сюжета — … (Развязкой)

     

    • Докажите тезис: «Новелла «Intermezzo» - яркий пример синкретизма творческой палитры М. Коцюбинского». Что роднит новеллу с лирикой, музыкой, живописью». 
    • Определите, какие слуховые и зрительные образы усиливают в новелле минорную тональность, а какие - мажорную? 

    III. Объявление темы урока, определение цели.

    Эмоциональная подготовка к восприятию учебного материала

    Учитель. Я сейчас предлагаю вам прослушать голос Карпат.

    Просмотр видеокадров с карпатским ландшафтом, бытом гуцул. Музыкальное сопровождение - голоса свирели, трембиты, звучание коломыек.

    Украинские Карпаты... Достигают они неба не только вершинами. Они высокие своим духом и неповторимой красотой, песнями-коломыйками, звоном горных потоков, широкими горными долинами.

    Все это, а еще – вечная загадочность Гуцульщины привлекли к себе М. Коцюбинского и вдохновили на творчество. Это станет предметом нашего разговора сегодня.

    Зачитывание темы, эпиграфа, запись в тетради. Определение цели

    I. Обработка учебного материала

    1. История написания произведения, источники произведения, его название

    Михаила Коцюбинского-Художника, писателя-человековеда, художника-исследователя привлекали Карпаты.

     

    Замысел повести возник у писателя в 1910 г., когда он впервые побывал на Гуцульщине. Писатель встречался с гуцулами, изучал их обычаи и обряды, легенды и поверья. Все время он проводил в странствиях, бывал в горах, возвращался с горных долин с цветами. Когда крестьяне высказывали удивление его любознательности, то отвечал, что хочет написать правду о гуцульской жизни.

    Кроме личных впечатлений, работая над повестью, пользовался фольклорно-этнографическими сборниками В. Гнатюка, И. Франко.

    Название повести возникло не сразу. Первое - «В зеленых горах», не удовлетворило писателя. Перебирает другие варианты: «Голос веков», «Дыхание веков», «Отголосок веков», «Наследство веков», «Сила забытых предков» и т.п..

    В конце концов, останавливается на названии «Тени забытых предков».

    • Что могло не удовлетворять писателя в названии? 
    • Какое название самое удачное по вашему мнению и почему? 

    Первое название не удовлетворило писателя, наверное, потому, что в нем не было главного - мифологического мира, в котором жили люди, не было углубления в седую давность, о которой автору так хотелось рассказать и которая живая и по сей день.

    Окончательное название намекает на загадочность, сказочность и дыхание веков. Оно самое точное.

    Заголовок указывает на злободневность затронутых проблем. Предки забыты, но их боли и радости, поиск тенями живут и сейчас повторяются в нас.

    2. Работа с текстом. Природа в повести

    Слово учителя

    Из записной книжки и набросков М. Коцюбинского к произведению видно, какие странные, причудливые образы вызывает у него карпатская природа. Его поражают «горы, которые векуют в такой тишине, которые слышат даже дыхание скота». Когда плывут тучи, их «лицо» кажется писателю движущимся. «Грустные горы укрыла печальная пихта», «Кудрявый Черемош сердито поблескивал сединой и светился под скалы нехорошим зеленым огнем», «В тихих местах Черемош как седой вол, а там, где ему твердо лежать, он скачет бешено с камня на камень».

    Вся природа одухотворена.

    Эти и другие образные зарисовки природы почти в неизменяемом виде входят в произведение.

    Беседа

    •  Найдите описания природы, которые, на ваш взгляд, самые поэтические.
    Обоснуйте свой выбор.

     

    •   Какие художественные образы — плод творческого воображения писателя — вызывают увлечение и удивление?

    В процессе беседы учитель делает ударение на том, что природа в повести выходит за пределы традиционных функций пейзажа. Она не просто фон или своеобразный контраст к изображаемым событиям. Гуцульские виды видятся нам глазами Марички, Ивана, Палагны, Николая. Только изредка о них рассказывает сам автор. Мир природы и мир человека не идут параллельно - они одно целое.

    Зачитывание первого эпиграфа как обобщение исследованного и обсужденного и как переход к следующей задаче.

    3. Работа с текстом

    Мировоззрение и мироощущение гуцул, картины жизни и работы.

    Словарная работа

    Тропинка — горная тропа.

    Горная долина — значительный участок без леса в Карпатах, который используют для пастбища и сенокоса.

    Маржмнка — скот.

    Флояра — разновидность сопилки, которая имеет почти метровую длину и распространена на Гуцульщине.

    Крисаня — шляпа, брыль (от слова поля шляпы — отогнутые края шляпы).

    Спузар — сказочник, знаток и рассказчик сказок, легенд, пересказов.

    Легинь — парень, юноша.

    Черес — широкий, кожаный пояс, сшитый из двух ремней так, что имеет внутри пустоту для денег и т.п.

    Нявка — мавка.

    Чугайстир — добрый лесной дух.

    Щезник — злой дух, леший.

    Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Картины жизни гуцул, мироощущения в повести «Тени забытых предков», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.