• Катастрофа князя Мышкина

    Русская литература заняла такое место среди остальных иностранных, что в ней ищут ключа к ним, с ее помощью толкуют других иностранцев, русские писатели представляются наиболее полным и развитым вариантом новых явлений и потому объясняющим их. Так, во французской критике указывали, что с некоторых пор Ибсена во Франции присоединили к Толстому, видят в нем не больше, как прибавление к Толстому3.

    Наша классическая литература имела свои границы. В ее поле были все мотивы художественной мировой культуры, но нельзя утверждать, что она твердо и окончательно произвела синтез их. Она к синтезу направлялась, она собрала все материалы для него, частично он осуществлялся, но были и великие колебания и обвалы. Пафос русских художников заключался в том, чтобы уберечь все богатство жизни современной культуры, дать ему бесконечный рост, дать ему прочность, опустив его на народную основу. Но сама народная основа, которой располагали наши классические художники XIX века, была недостаточной, это была еще крестьянская Россия, которая сама по себе не могла быть силой, завоевывающей современную культуру и себе ее подчиняющей. Без рабочего класса, без научного социализма это дело не делается. Наши писатели были максималисты — они требовали огромного искусства. С Запада их часто урезонивали: миритесь на меньшем, вы искушаете судьбу, но они не шли на меньшее, а народность — это они всегда сознавали — была непременным условием большой и прекрасной культуры.

    Трагедия Толстого, Достоевского заключалась в этих колебаниях: либо культура в ее привилегированном развращенном виде, либо народность в ее нынешнем российском, крестьянском виде и отказ от высокой культуры, уравнительный крестьянский идеал, «усилие смирения», как его называл Толстой, отказ от масштабов современной нации, парцелляция, мелкая общинность, отказ от личности, от бурного развития, от большой и страстной исторической жизни, от борьбы, от материального богатства. Уравнение, которое влекло за собой и христианские идеи, которое ставило на первом месте и главным героем человеческую слабость, беззащитную духовность, скудость материальную и духовную,— это уравнение, со всеми его чертами и подробностями, иностранная критика, собственно, и считала содержанием и смыслом русской литературы, отсюда строились теории о духовной Индии русских, о духовном Востоке Толстого, Достоевского и даже Тургенева и Чехова. Но здесь сопроводительное явление трактовалось вне основного, упускалось, оборотной стороной чего был русский уравнительный, уравненный мир. Ведь он не сам по себе был важен русским писателям, ведь это были результаты обвала грандиозно задуманного синтеза — современной цивилизации со всем, что она приобрела, всего богатства современной нации с народной свободой и самостоятельностью.

    В русской литературе присутствуют обе стороны — и нация, и народ, и богатство, и идеал богатства всех и для всех, и если у русских писателей дело кренилось к пользе народа и к отказу от вершин культуры, то это — коллизия исторического момента, решение более узкое, чем поставленная задача, решение временное, следующее из узости средств, которыми располагала русская мысль середины века, и не отменяющее самой задачи. У самих русских писателей очевидна их приверженность к обеим сторонам задачи — и к красоте современного развития, и к идеалу всеобщности, всенародности его. Они хотели поднять красоту современного мира, столь разнообразно представленную ими, столь энергично прочувствованную, на неслыханный для нее всенародный уровень, и тут-то они обрывались. Максималисты вынуждены были исповедовать христианский минимум, грандиозное, еще не созревшее, оборачивалось скромными, бледными образчиками «христианского искусства».

    «Идиот» Достоевского явился трагедией не только действующих лиц, но и самого писателя. Люди жадно ищут и ждут своего жизненного соединения, братства, без которого они погибли как личности. Но такое братство, бледное, христианское, со смирением и улыбкой смирения, которое может предложить им князь Мышкин, непременно проваливается у них. Достоевский хотел быть христианином, но как художник он всегда изображал одно — мир выше Христа, мир перерос Христа, Христос несостоятелен перед миром.

    Катастрофа князя Мышкина происходит не только оттого, что мир плох, но также и оттого, что мир хорош. Все эти люди вокруг князя Мышкина, полные современного сознания, гордой страстной жизни, слишком великолепны у Достоевского, чтобы можно было их с доброго их согласия и по всей справедливости посхимить. Современная красота и страдает, и несчастна, но не князю Мышкину быть ее Мессией. Есть многое, от чего она никогда не откажется, и с полным правом не откажется. Уравнительная схима не годится для этих гордых голов, которые сам же Достоевский выписал прекрасными. Нельзя гасить земного огня, а князь Мышкин его гаситель. Фабула романа символически связывает христианского Мессию с двумя женщинами, и обе они — и Аглая, и Настасья Филипповна — слишком преданны живому, чтобы князь Мышкин мог их успокоить. Есть в романе еще третья женщина, о которой рассказано в прошедшем времени. Это швейцарская Marie, несчастная, запуганная, загнанная, и ей-то князь Мышкин принес когда-то покой и счастье. Он со своей миссией соразмерен швейцарской Marie и несоразмерен Настасье Филипповне и Аглае. История убогой Marie — это и идиллия, и ирония, и трагедия. Трагическая ирония та, что князь Мышкин только и может быть героем идиллии заштатного провинциального мира, Мессией убогих, но не Мессией живых и великолепных.

    Так у Достоевского в одном из величайших его произведений обе стороны — христианский идеал и современный мир в его несомненнейших правах, моральных и художественных,— не уживаются друг с другом, и автор должен все начинать сначала. Уравнивающий и смиряющий Христос приходил уже к Раскольникову и едва ли был принят, это будет и с Версиловым, и с Иваном Карамазовым.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Катастрофа князя Мышкина, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.